Плохие оценки и ваша реакция
Мама с папой уверены, что их ребенок – самый лучший и, конечно, самый умный. Желательно, чтобы эти качества отмечали не только родители, но и учителя в школе. Поэтому замечания в дневнике и тем более неудовлетворительные оценки создают волну возмущения и непонимания. Что случилось? Родители пытаются найти оправдания или, того хуже, обвиняют ребенка в лени, невнимательности, злосчастном телевизоре перед сном и так далее.
Что делает малыш, которого наказывают или ругают за двойки? Есть несколько вариантов развития событий, каждый из которых негативно сказывается на доверии и взаимоотношениях детей и родителей:
- сокрытие оценок;
- ложь;
- замкнутость;
- запуганность.
Как правильно реагировать на плохие оценки? Педагоги вип школы «Азбука» расскажут об этом в статье.
Как нельзя
Стоит помнить, что критика учебных достижений слишком болезненна для ребенка. Он воспринимает ее на свой счет. Если я плохо учусь, значит, я плохой сын/дочка. Ведь родителям непременно нужен отличник. Воздержитесь от нелестных высказываний вроде «в кого ты такой глупый/ленивый», «почему другие дети могут, а ты нет», «еще одна такая оценка, и о приставке можешь забыть».
Холодно и даже безразлично относиться к двойкам тем более нельзя. Вам кажется, что вы подбадриваете школьника фразами вроде «тю, одна двойка — это такая мелочь». На деле же оказываете ребенку медвежью услугу. Ведь стимул зарабатывать высокие отметки отсутствует.
А также не надо бросаться выполнять заданное на дом вместо школьника. Ведь вы не хотите помогать ему до конца школы, верно?
Как нужно
Спокойным тоном донесите до чада, что низкая оценка расстраивает вас. Ведь это правда. И обязательно предложите помощь, выяснив причину такой ситуации:
- Малыш слишком застенчивый и не смог ответить на вопрос педагога;
- Педагог предвзято относится к вашему ребенку;
- Тема урока непонятная или школьник отстал от одноклассников;
- Плохое самочувствие помешало сделать задание как полагается;
- Поведение одноклассников мешало выполнить задание прилежно.
Каждый раз, когда школьники возвращается домой, не нужно первый делом просить дневник или расспрашивать об оценках. Родителям стоит интересоваться настроением и самочувствием ребенка, расспросить об отношениях с учителем и одноклассниками, интересоваться, что нового и интересного узнал малыш на уроках. Установив доверительные отношения с чадом, вы избавите его от страха признаться – сегодня оценка не так высока, как хотелось бы.
Позвольте ребенку честно и неторопливо рассказать причину сложившейся ситуации, точнее, его версию причины.
Как помочь ребенку
Если причина в непонимание предмета, объясните. Помните, что домашние задание делать вместо школьника не нужно! Разберите тему, пройдитесь по терминологии и правилам, пропишите примеры. Важно не торопить и не срываться из-за медлительности процесса. Терпение и еще раз терпение!
Если дело в предвзятости педагога, выясните, какие требования учитель предъявляет ребенку. Скорее всего, они просты: аккуратно вести тетрадь, соблюдать последовательность при решении задания и так далее. Объясните, что соблюдение указаний учителя обязательно.
Дело в стеснительности? Воссоздайте условия урока, выступив в роли педагога. Привлеките отца, братьев и сестер, бабушек и дедушек, пусть выступят в роли одноклассников. Отрепетируйте выход к доске, проследите, как ведет себя ребенок, дайте советы и рекомендации. Важно помочь справиться с волнением.
И помните, школьник не должен получать от вас внимание только, когда получил низкую отметку. Чтобы избежать неуспеваемости, стимулируйте интерес к учебе постоянно. Успехов!