Как научить младшеклассника планировать своё время?
В современной, очень насыщенной событиями, жизни, для любого человека важна дисциплина и планирование своего времени. Поэтому имеет смысл прививать эти качества своему ребёнку «с младых ногтей». Если ученик ещё в начальной школе не научился сам планировать своё время, то это – всё равно, что если он не усвоил таблицу умножения. Без неё дальше учиться невозможно.
Чем руководствуется школа
С нормативной точки зрения, первой попыткой организовать системную работу по привитию детям-школьникам навыков планирования стало утверждение в 2009 г. Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСа) начального общего образования. Согласно данному акту, школа должна формировать у детей так называемые «универсальные учебные действия», в числе которые есть действия «регулятивные» – целеполагание и планирование.
Сегодня каждая школа, как ей предписывает ФГОС, разрабатывает свою программу формирования «универсальных учебных действий». Что касается целеполагания и планирования, то такая работа отдана на откуп учителям, вне зависимости от преподаваемого ими предмета. Наиболее ярко это проявляется в проектной деятельности – учитель должен грамотно помочь распределить обязанности между участниками проекта, разработать этапы работы, спрогнозировать результат, и т. д.
Естественно, одними учительскими усилиями добиться полноценного воспитания этих важных качеств невозможно. Без помощи родителей в этом вопросе не обойтись.
Помогаем ребёнку самообучаться
Обычно родители сталкиваются с проблемой выполнения домашнего задания. В некоторых частных школах, например, в уфимской «Школе 3000», есть классы полного дня, где дети выполняют заданное на дом в рамках продлёнки. Однако, такие режимы есть не в каждой школе. Как быть, если ребёнка одолела лень, прокрастинация или его пугает сложность выполнения работы? Самое главное – ни в коем случае не делать задания за ребёнка. Таким образом он лишается ценности полученных знаний, ощущения успеха от достижения цели.
В ежедневном планировании важно не подгонять расписание ребёнка под некий шаблон. Оно должно быть гибким, учитывающим психологические особенности маленького человека и объективные внешние реалии. И учителя, и родители могут предлагать определённые алгоритмы, но их следует воспринимать как важные рекомендации.
Может возникнуть ситуация, при которой, например, запланировав на определённое домашнее задание 45 минут, ребёнок на деле «добьёт» его только за 1,5 часа. Тогда – во-первых, не надо огорчаться, потому что отрицательный результат это тоже результат; во-вторых, нужно этот факт зафиксировать и проанализировать. Идеально, если правильно его проанализировать сможет сам ребёнок. Надо посмотреть, что сделать, чтобы подобное не повторялось, и где были ошибки в планировании.
Не стоит пренебрегать и таким классическим инструментом, как школьный дневник. Это важный элемент планирования, в первую очередь благодаря своей «жестокой» лаконичности – в нём фиксируются лишь поставленные перед школьником задачи и результаты их выполнения.
Привитие школьнику навыков тайм-менеджмента поможет ему не только правильно организовывать свою жизнь, но и воспитает другие важные качества – самостоятельность, способность самообучаться и преодолевать жизненные трудности, уметь работать в условиях многозадачности.