Как помочь ребёнку организовать собственную деятельность
Одной из самых распространённых сложностей, с которой сталкиваются родители при воспитании ребёнка, как правило, является его невнимательность и несобранность. Порой взрослые забывают себя в их возрасте – им может казаться, что если ребёнок ходит, сам одевается и даже хорошо разговаривает, то он может так же и полноценно организовывать свою деятельность и контролировать её. Однако, за эти сферы нашей жизни, как отмечают нейропсихологи, отвечают передние отделы коры больших полушарий головного мозга. Исследования показывают, что у обычного человека они продолжают формироваться вплоть до 18 лет. До этого возраста школьники, а тем более дети дошкольного возраста, не могут в полной мере регулировать свою деятельность. Наша задача, задача учителей и родителей – помочь им научиться это делать.
Хорошо, когда преподавательский состав достаточно опытен и компетентен, как в частной школе «Школа 3000». Но что могут сделать сами родители?
Советы родителям
Прежде всего необходимо обеспечить ребёнку подобающую для эффективной работы среду. На его рабочем месте не должно быть отвлекающих факторов – оно должно быть именно рабочим. Не стоит впадать в крайности и делать рабочий стол примером аскетичного порядка; но порядок должен быть, в той степени, в которой достаточно, чтобы легко найти и достать, допустим, линейку или циркуль. Если поиски «затянутся», то ум ребёнка может занять что-то другое.
Также очень важно браться за дело вовремя – в те минуты, когда ребёнок находится в самом работоспособном своём состоянии. Если он перевозбуждён, расстроен или показывает иные признаки эмоциональной нестабильности – то нужно сначала помочь ему успокоиться.
В-третьих, важно так же самому быть спокойным. Дети, как правило, очень тонко «считывают» эмоциональное состояние взрослого и склонны им заражаться. Проще говоря, если мы в гневе или в переживаниях, мы это передаём своим детям. Представьте, как сложно ребёнку работать «на взводе». Если у вас что-то не так – необходимо самому постараться успокоиться, перевести дух и прийти в состояние равновесия, тогда будет проще и ребёнку. Наконец, в спокойном состоянии банально проще замечать, что у сына или дочери получается, а что нет, и в чём необходима помощь.
Очень важно научить ребёнка самого планировать свои действия. Обычно данный процесс происходит следующим образом: сначала – совместно с ребёнком ставится задача, потом – определяются критерии (что считается хорошим результатом, а что плохим). Если задача сложна или многопланова, лучше её «разложить по полочкам», разбив на более мелкие задачи – ребёнок таким образом учится структурировать свою деятельность.
Хорошим способом являются «напоминалки» – лучше ближе ко времени выполнения действия. Можно их даже визуализировать – например, если ребёнок перед выходом из дома забывает взять сменную обувь, можно рядом с дверью повесить картинку, напоминающую ему об этом.
И едва ли не самый важный совет заключается в том, что ребёнка нужно научить следить за своим состоянием. Главный враг эффективной работы – усталость. В случае детей, могут быть разные признаки её проявлений: от вялости, ухудшения настроения и снижения концентрации до перевозбуждённости, бессмысленной беготни и шалостей. Нужно научить ребёнка самому выявлять это состояние, чтобы он знал, когда нужно переключиться и отдохнуть.