Как хороший классный руководитель учит детей общению
03Ноя
2020
0

Как хороший классный руководитель учит детей общению

Общение – не только навык нормальной социализации, но и важный элемент учебной, игровой и воспитательской деятельность. Всё, что приключается в школе с её воспитанниками, является следствием правильно или неправильно организованного общения между ними друг с другом и с учителями и персоналом. Здесь основной задачей учителей, и, в первую очередь, классного руководителя, является найти правильный подход к детскому коллективу вообще и к каждому ребёнку в частности.

Как эта задача обычно решается и с какими проблемами классные руководители могут при её решении столкнуться? Рассмотрим этот вопрос.

Слышать и взрослых, и детей

Прежде всего, необходимо указать на общение ученика и учителя-предметника – важно, есть ли между ними контакт как таковой, умеют ли они вместе двигаться к цели, приходить к согласованным, но действенным решениям. В некоторых случаях ребёнок может не отделять тему предмета от личности учителя, следствием чего могут быть как положительные (если учитель компетентен, харизматичен, добр), так и отрицательные моменты (если у ребёнка плохо получается, между ним и учителем возникает «стена», он его «не переваривает», стесняется и даже, иногда, боится). В последнем случае, классному руководителю предстоит работа по налаживанию потерянного взаимодействия. Необходимо искать «точки соприкосновения», которые позволят перевести для ребёнка трудности из области проблем в область задач, решаемых при непосредственной помощи учителя-предметника.

Поскольку учебный процесс предполагает самостоятельную работу учеников, то квалифицированная помощь в учёбе ребёнку также необходима и дома. Хорошо, когда есть возможность делать домашние задания в рамках продлёнки, как, например, в «Школе 3000» в программе полного дня. Однако, не все школы могут себе такое позволить. Поэтому важны очные встречи классных руководителей и учителей-предметников с родителями, а также дистанционная помощь ребёнку, благо, современные технологии позволяют это легко организовать. Важно, чтобы все стороны были заинтересованы в результате. Когда происходит конструктивный диалог, классный руководитель выступает в нём посредником и диспетчером.

Учимся работать дружно

Важным источником преодоления сложностей могут стать одноклассники. «Коллеги по школьной парте» могут помочь легче справляться с трудными задачами и натренировать способы коммуникации при достижении общих целей. Кроме того, поддержка товарищей может быть разноплановой, так как включает в себя все социальные аспекты, а не только учебный.

В то же время, иногда взаимоотношения с одноклассниками не являются гладкими. При взаимодействии могут возникать неизбежные конфликты, чреватые стрессами для ребёнка. В этом случае на плечах классного руководителя лежит задача «примиретеля», к которой необходимо творчески подойти. Как правило, в этой ситуации применяется восстановительный подход (безоценочная понимающая позиция взрослого, ответственное поведение). Его ценность – в воспитании у ребёнка способности к рефлексии и саморефлексии: например, перед ним ставятся вопросы о том, как он видит ситуацию конфликта, что он чувствовал в этот момент, что, по его мнению, чувствовал его визави, как можно исправить положение вещей.

Таким образом, основная компетенция классного руководителя – готовность помочь ребёнку и знание того, каким путями это сделать. Но, безусловно, такую работу он не может сделать в одиночку, поэтому важно правильно организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон – начиная от самого ребёнка и его родителей и заканчивая городской администрацией.