Что делать, когда ребёнок стесняется выступать перед классом?
24Янв
2021
0

Что делать, когда ребёнок стесняется выступать перед классом?

Психологи отмечают, что страх публичного выступления (например, ответ у доски или на экзамене) возникает у ребёнка не внезапно, но именно в школе он обнажается и заостряется – здесь нельзя избежать выступления, а школьник «стоит под огнём» оценивающих взглядов одноклассников и учителя.

Детей, которые боятся выступать публично, обычно делят на две группы по критерию происхождения их страха:

  • ребёнок, который когда-то ранее получил негативный опыт выступления;
  • застенчивый ребёнок, у которого страх монолога носит системный характер.

В первом случае коррекция достаточно проста – надо внимательно обсудить с малышом этот случившийся опыт, вспомнить его, помочь ребёнку его проанализировать и пережить случившееся. Второй случай сложнее – корни обязательно следует искать в семье, например, когда никто из близких в принципе не любит публичных выступлений, либо когда у них слишком высокие ожидания от ребёнка. Естественно, ребёнок будет бояться разочароваться в глазах родителей, смущаться, и в итоге попадёт в ловушку: ударить в грязь лицом нельзя, а встать и ответить надо.

Как помочь ребёнку справиться с волнением? Вот некоторые способы.

  1. Обязательно донесите до ребёнка и убедитесь, чтобы он понял: испытывать тревогу перед «выходом на красную дорожку» – это нормально.
  2. Поддержите ребёнка, беря за основу его характер. Одному важно сказать: «Иди, я в тебя верю!», другого – привести за ручку, третьему – предложить постоять рядом, когда он, например, рассказывает стих. Когда родитель предлагает разные варианты поддержки, вплоть до крайнего: «Не захочешь – не будешь рассказывать!», – ребёнок понимает, что у него есть выбор, и напряжение спадает.
  3. Обязательно ищите опору в здоровых амбициях самого ребёнка. У детей, как и у взрослых, тоже есть тяга к публичности. «Как же можно сбежать, когда я готовился? Пойду и порву всех!».
  4. Проанализируйте по-честному, насколько ребёнок действительно имеет в вас опору. Возможно, вы просто не умеете его поддерживать. Критические комментарии в духе «я тебе правду говорю, кто ж тебе ещё правду-то скажет, кроме матери», – могут быть актуальны для взрослого человека, но для маленького ребёнка поддержкой не являются ни в коей мере и могут вовсе привести к противоположному эффекту.
  5. Один психолог описывал случай из своей практики, когда родители пришли поддержать ребёнка на соревнования с дудками и плакатами, в то время как он сам мечтал, чтобы они просто тихонько дождались его за дверью. Проанализируйте, действительно ли вы оказываете ребёнку именно ту поддержку, в которой он нуждается?
  6. Если волнения уж совсем много, то можно использовать ритуалы (в разумных пределах). «Счастливая рубашка», «удачная дорога в школу», «копейка под пятку наудачу». Но только один раз! Системно такая «история» не сработает.
  7. У ребёнка ещё нет внутреннего «цензора», которой сам объективно оценивает выступление. Поэтому задача родителя – во-первых, выступать его полноценной заменой, поддерживая ребёнка, во-вторых, его формировать («цензор» должен говорить – я подготовлен, у меня есть опыт успешных выступлений, а если сейчас не получится, то мир не перевернётся вверх ногами).
  8. Помогите ребёнку осознавать свой собственный опыт. Если ранее ребёнок выступал неудачно – подумайте вместе с ним, что необходимо учесть из прошлого («нельзя больше отвлекаться на тех, кто показывает мне язык!»). Если школьник имел положительный опыт, обязательно проговорите его («я молодец, я это сделал, я крут, и это – не случайность, а моё умение!»).
  9. Объясните ребёнку, что такое «плюрализм мнений», и почему важно отличать несогласие с его точкой зрения от нападения на его индивидуальность. Это естественно, что с выступлением ребёнка кто-то будет согласен, а кто-то (пусть даже учитель!) не будет, что кто-то его поддержит, а кто-то – нет.

Также внимательно приглядитесь к роли учителя в частности и школы в целом. Например, в частной «Школе 3000» в Кировском районе г. Уфы ораторскому и презентационному мастерству ребёнка преподаватели уделяют особое внимание.