Как помочь школьнику побороть замкнутость
05Апр
2021
0

Как помочь школьнику побороть замкнутость

Для каждого класса характерна ситуация, когда один или несколько его учеников – «тихони» и «серые мышки». С одной стороны, такие дети в общем и целом беспроблемны – они не мешают, не выкрикивают посреди урока, ни к кому не обращаются и вообще бесхлопотны в смысле их воспитания. Но чем может обернуться такая бесхлопоность для человека в будущем, во взрослой жизни?

Психологи отмечают – ничем хорошим, а застенчивость, несмелость и социальная пассивность в школьные годы – это тревожный «симптом прогрессирующей болезни». Если ваш малыш – именно такой, это значит, что он нуждается в вашем особом внимании.

Что может лежать у истоков несмелости и застенчивости?

  • В психике ребёнка процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, в то время как норма – когда эти процессы сбалансированы. Как правило, это ведёт напрямую к конформным состояниям (когда человек ненормально зависим от мнения и ожиданий своего социального окружения) и нарушению социальной адаптации.
  • Заниженная самооценка. Ребёнок с заниженной самооценкой – эдакий «двуликий Янус»: как правило, он прилежен, дисциплинирован, неагрессивен, и в то же время абсолютно уязвим перед агрессией в его адрес, неинициативен и боится высказывать своё мнение (а когда не боится – не способен постоять за него).
  • Социальная изоляция. Ребёнок уходит в добровольную изоляцию, так как не чувствует внутренней самоценности и зависит от любви / нелюбви окружающих. Поэтому как правило, такой школьник не обладает друзьями и перемены проводит в одиночестве. Бывает и более сложные случаи – например, когда более сильный товарищ, обладающий лидерскими качествами, берёт его под опеку, и позволяет ему вести себя за собой – вот только далеко не всегда такой товарищ является хорошим парнем…
  • «Богатый внутренний мир». Иногда бывает так, что ребёнок – маленький мечтатель, который много размышляет, анализирует свои переживания, ведёт дневник. Такой малыш обычно свободное время проводит либо за чтением книг, либо за компьютером. Отношение к более «простым» его сверстникам может быть сложным, но, как правило, к переходному возрасту они для него становятся «быдлом», и, в то же время, «быдлом», которого он боится. Со всеми вытекающими последствиями такого отношения…

У многих детей последствия замкнутости могут быть ощутимы уже в школьные годы и отражаться как проблемы в учёбе. Известен феномен снижения готовности памяти – это когда ребёнок, например, при ответе у доски, испытывает такой внутренний стресс, что, даже несмотря на хорошую готовность, оказывается психически парализованным и не может извлечь из памяти и воспроизвести нужную информацию.

Как следует вести себя родителям, когда их малыш – именно такой? Вот несколько советов:

  • при общении с ребёнком используйте «активное слушание», будьте внимательны;
  • «вслушивайтесь» в скрытые эмоции ребёнка, обращайте внимание на язык тела – осанку, «зажимы», жестикуляцию, пантомимику и выражение лица;
  • будьте сами максимально открыты перед ним, говорите о своих чувствах;
  • во время разговора уважайте короткие моменты тишины;
  • поощряйте, подбадривайте, поддерживайте малыша посредством таких незатейливых речевых оборотов, как «хм…», «да…», «ну и?..»;
  • не спешите и ждите обратной связи со стороны ребёнка!

И обязательно обратите внимание на качество самой школы! Для каждого ребёнка можно создать такую обстановку, при которой он сможет раскрыться и творчески самореализоваться. Такие школы, как «Школа 3000» в Уфе, помогут вашему тихоне реализовать свой потенциал лидера и достойно подготовит его к бурям и приключениям взрослой жизни!