Помогаем ребёнку делать домашние задания: признаки переутомления
05Апр
2021
0

Помогаем ребёнку делать домашние задания: признаки переутомления

Многие родители сталкиваются с проблемой непослушания ребёнка при выполнении домашних заданий. Когда малыш ёрзает, начинает отвлекаться или делать нехарактерные для него ошибки – значит, ему пора отдохнуть!

Конечно, успеваемость ребёнка напрямую зависит от регулярности занятий. В то же время, как мы знаем, никакая организация труда не может быть эффективной без правильной организации отдыха. Дети не являются исключением – более того, в силу некоторых возрастных особенностей (например, у детей и у взрослых – разные способности к концентрации внимания) им требуется больше отдыха.

Иногда специалисты могут прийти на помощь в вопросе того, как одновременно и правильно отдохнуть, и выполнить домашнюю работу. Например, в «Школе 3000», расположенной в Кировском районе г. Уфы, ребёнку помогут сделать домашнюю работу в рамках группы продлённого дня.

Родителям же надо помнить, что в школьные годы ребёнок испытывает большие статические нагрузки (например, долгое время находясь в одном положении – за школьной партой или за рабочим столом дома), и, вследствие их переизбытка над нагрузками динамического типа, испытывает напряжение позвоночника, сердца, сосудов и нервной системы. Нередко утомление является следствием банально того, что малыш «пересидел» – защитные механизмы организма, предотвращающие истощение ребёнка, таким образом купируют напряжение. Каковы основные признаки утомления?

Первый и основной из них – ребёнок начинает делать много ошибок в выполнении заданий, которые раньше давались легко. Например, когда он при чтении «сбивается» при переходе на следующую строку, «перескакивает», не может повторить фразу, сказанную вами, и всё это сопровождается отвлечением на другие вещи. Иногда следствием усталости может выступать вялость (даже в отношении вещей, ранее вызывавших энтузиазм) либо, напротив, гиперактивность (истерики и т. п.).

Малыш не всегда способен адекватно охарактеризовать своё состояние, а уж если вы ему создали «атмосферу строгой дисциплины», может вовсе бояться высказаться насчёт собственного состояния. Поэтому обращать внимание на симптомы его усталости (не списывая всё подряд на лень и баловство) – это и ваша забота тоже.

Проявления утомления достаточно легко компенсировать – помните о старом, классическом правиле необходимости чередования умственной и физической деятельности. Даже обычная неспешная прогулка длительностью 1–1,5 часа «перезагрузит» волю малыша и поможет ему заниматься дальше. Длительное же постоянное утомление, не компенсируемое динамичным отдыхом, приводит к переутомлению.

Результаты переутомления могут быть опасными и сказаться не только на успеваемости ребёнка, но и на его здоровье:

  • снижается иммунитет => повышается восприимчивость к вирусам => малыш постоянно простужается и болеет;
  • появляются нервные тики (подёргивания века, щеки и т. п.);
  • появляются ночные кошмары или навязчивые страхи (малыш становится мнительным и боится сделать что-то не так, а также делать вещи, которые раньше делал без проблем – например, переходить улицу или заходить в подъезд);
  • появляется сердечная аритмия, «скачет» давление, растёт температура без признаков простуды, иногда – появляется дистония (повышенная потливость);
  • ненормально долгое время сохраняется плохое настроение и/или вялость.

Если ситуация «дошла» до проблем со здоровьем, следует немедленно обратиться к невропатологу. Грамотный специалист поможет ребёнку, как назначив медикаментозные средства (успокоительные препараты, препараты, улучшающие питание мозга, и т. п.), так и дав дельные советы – например, о необходимости смены обстановки.

Чтобы не довести дело до проблем, помните – иногда нужно снизить родительские ожидания! Малышу необходима поддержка родителей, их понимание, забота и любовь вне зависимости от его успеваемости или неуспеваемости. Учеба это не главное, главное – это отношения. Берегите их!

No Comments

Reply