Разница между девочками и мальчиками в школьном обучении
05Апр
2021
0

Разница между девочками и мальчиками в школьном обучении

Многие родители, чьи дети ходят в школу, интуитивно понимают, что мальчикам там, в силу ряда особенностей, приходится непросто. Сегодня многие учёные приходят к выводам, что характер традиционного школьного воспитания может негативно повлиять на становление мальчика как мужчины.

В процессе адаптации к школьной жизни и в процессе её прохождения у мальчиков и девочек имеются свои особенности – как достоинства, так и недостатки. В основе этих особенностей лежат различия в функционировании мозга мужчин и женщин. Исследования, проведённые в течение последних 10 лет американскими учёными, доказывают это и детально объясняют эти различия.

Какие физиологические факторы обуславливают разницу между мальчиками и девочками в процессе школьного обучения?

  1. Половые различия в функционировании конкретных участков мозга (правое и левое полушарие, миндалевидное тело, базальные ядра, ствол мозга, зона Брока, мозжечок, кора мозга, большой мозг, мозолистое тело, лобная доля, гипоталамус, гипокамп, лимбическая система, продолговатый мозг, затылочная доля, теменная доля, височная доля, таламус, зона Вернике и др.)
  2. Различие в развитии и строении
  3. Химические различия
  4. Гормональные различия
  5. Функциональные различия
  6. Различия в обработке эмоций.

И всё вышеперечисленное – всего лишь фундамент сложного здания. 

Каким образом, в связи с этим, наиболее эффективно организовать процесс обучения школьников? Прежде всего, нужно выявить преимущества и недостатки отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Давайте внимательнее на них посмотрим.

Преимущества мальчиков, недостатки девочек

  • Находясь в классе, мальчишки обычно – более шумные и физически агрессивные дети, чем девочки. Также им свойственно прибегать к различным уловкам для привлечения к себе внимания, что вынуждает учителей больше на них отвлекаться – в ущерб ученицам.
  • В начальном школьном возрасте у мальчиков более устойчивая психика, чем у девочек.
  • С тяжёлой проблемой сексуального насилия девочки сталкиваются гораздо чаще, чем мальчики.
  • В процессе воспитания многие учителя, учитывая реалии, подходят к детям по-разному с точки зрения карьерных перспектив – к мальчикам относятся как к потенциально занимающим главенствующее положение. Как итог – мальчики увереннее в себе.
  • По данным мониторинговой деятельности Министерства просвещения, в среднем по стране мальчики в одних и тех же тестах на 2–4 балла опережают девочек в математике и естественных науках. Разница может отличаться по регионам, но в любом случае в каждом из них, от Чукотки до Калининграда, мальчики – лучше.
  • Кроме того, мониторинг Министерства просвещения так же отмечает, что на экзаменах мальчики проявляют бо́льшую стрессоустойчивость.
  • Большая часть и бюджетного, и частного, и смешанного финансирования спорта направлена на традиционно мужские дисциплины. В старших классах среди детей, занимающихся спортом, девочек – 37%.

Преимущества девочек, недостатки мальчиков

  • Девочки имеют преимущество во внеклассной и внешкольной деятельности – они традиционно составляют большинство в советах учащихся и среди руководителей внешкольных клубов и организаций.
  • Девочки также в среднем более прилежны в учёбе, чем мальчики. Это сказывается даже не столько в школьном, сколько в высшем образовании: по опросам, 3/4 девочек (и только 1/4 мальчиков) считают, что перед ними откроются бо́льшие возможности для трудоустройства и удачного выхода замуж по окончании вуза.
  • Подростковые поведенческие девиации наблюдаются у девочек реже. По статистике, среди «серьёзных» случаев нарушения поведения поголовно представлены нарушения мальчиков, а среди неспособных к обучению мальчиков в 2 раза больше, чем девочек. Среди тех, кому поставлен диагноз СДВГ, также только 20% – девочки.
  • Девочки дисциплинированнее мальчиков – они гораздо реже имеют проблемы с поведением и бросают учёбу.
  • Несмотря на то, что девочки чаще подвергаются сексуальным домогательствам, по оценкам экспертов от всех других видов насилия они защищены в примерно 3 раза лучше, чем мальчики.
  • В последнее время всё больше и больше экспертов в психологии приходят к выводу, что современная система образования и среда обучения лучше подходят для развития женского мозга, чем мужского. В России это связано в первую очередь с кадровым вопросом – учителя в школах, как правило, женщины, не понимающие «на собственной шкуре» особенности развития мальчиков (и главным образом – мальчиков подросткового возраста), вследствие чего демонстрируют и насаждают не те паттерны поведения, которые нужны мальчикам для их гармоничного развития.

Дело обстоит настолько серьёзным образом, что, по сути, многие мальчики в школе калечат свою психику и теряют веру в себя. Иногда дело доходит даже до медикаментозного лечения «протестующих» мальчиков, но это – борьба со следствием, а не с причиной.

Таким образом, мы приходим к выводу, что мальчиков и девочек нужно учить по-разному. Поэтому при выборе школы следует отдавать предпочтение такой, в которой есть опытный педагогический состав, способный применять современные образовательные практики, основанные, в том числе, на понимании гендерных особенностей учеников. Одна из таких школ – частная «Школа 3000» в Кировском районе г. Уфы: компетентные учителя помогут ребёнку, учитывая его половозрастные особенности, пройти по всем ступеням нелёгкой образовательной лестницы.