Мальчик переходит в новую школу: что нужно знать
Для любого взрослого человека большие изменения в жизни оборачиваются стрессом той или иной степени. Что-то проходит легко и безболезненно, что-то – более трудно, а что-то – совсем тяжело. Для мальчика школьного возраста перемены тоже могут быть стрессовым фактором, причём зачастую даже более сильным, чем для взрослого.
Одним из таких изменений является смена школы. Не важно, по какой причине она произошла – гораздо важнее то, что на новом месте и в новом коллективе мальчику придётся столкнуться с рядом вызовов. В рамках класса мальчики чаще всего дружат большими компаниями, а не с двумя-тремя друзьями, вследствие чего новичку нужно будет завоевать авторитет сразу у многих своих новых знакомых, а главное, у лидеров класса (особенно неформальных).
Как сделать адаптацию в новом коллективе более безболезненной?
Во-первых, многое зависит от типа новой школы. Если это – некая специализированная школа, где набор в определённые классы начинается с нуля и сформировавшего коллектива ещё нет, адаптация, скорее всего, пройдёт безболезненно – ведь у ребёнка в «гонке за место под солнцем» такие же «стартовые условия», как и у остальных мальчиков.
Больше проблем может возникнуть в случае, когда ребёнок приходит в уже сформировавшийся коллектив. В младшем и старшем школьных возрастах возможные проблемы решаемы легче, чем в среднем, когда в силу возрастных изменений «мужская среда» в школьном коллективе становится более агрессивной и нетерпимой к недостаткам и странностям.
Если вашему ребёнку предстоит оказаться именно в такой ситуации, то лучше «провести разведку» заранее. Побеседуйте с его новым классным руководителем, поинтересуйтесь у него микроклиматом в коллективе, какие есть дети, чем они увлекаются, расскажите о сильных и слабых сторонах своего ребёнка. Когда ребёнок начинает ходить в новый класс, постарайтесь, чтобы дома не было никаких конфликтов и царила спокойная обстановка.
Как вариант, можно «вооружить» своего ребёнка какими-нибудь статусными вещами (речь не об одежде и внешнем виде вообще, а об интересных игрушках, коллекционных карточках, оригинальных школьных мелочах). Может так случиться, что восхищённое: «Ух ты! Дай посмотреть!» станет первым шагом в установлении приятельских (а впоследствии и дружеских) отношений с каким-нибудь его новым одноклассником.
Во-вторых, имеет значение степень, как сейчас модно выражаться, токсичности социальных взаимодействий ребёнка в предыдущем месте обучения. Если у мальчика был серьёзный конфликт с учителем (учителями), то может потребоваться консультация психолога, который поможет ребёнку научиться выстраивать правильные взаимоотношения с окружающими людьми, дабы ребёнок не «перенёс» старые привычки на новое место.
Хуже ситуация, если в прошлом коллективе ребёнок был изгоем. В этом случае помощь психолога рекомендуется настоятельно. Однако, не следует думать, что в новой школе ситуация повторится – и, главное, если сам ребёнок так думает, постарайтесь убедить его в обратном. Окружение играет большую роль, поэтому, если получится дать ребёнку «отогреться» и почувствовать уверенность в своих силах в новом месте учёбы, его предыдущие зажимы и комплексы могут рассеяться как пыль.
Постарайтесь, чтобы в новой школе была гармоничная обстановка и ребёнок, вне зависимости от степени его «зажатости», мог занять своё место в коллективе. Обратите внимание на такие школы, как частная «Школа 3000» в Уфе – такие, где действительно сильные учителя, которые могут найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и помочь ему максимально благоприятно адаптироваться в коллективе.