Особенности процесса адаптации ребёнка к первому классу
25Ноя
2021
0

Особенности процесса адаптации ребёнка к первому классу

Начало школьного этапа в жизни ребёнка тесно связано с необходимостью «перестроиться на новые рельсы» и испытать физические и эмоциональные нагрузки. Теперь школа – это, своего рода, работа ребёнка, и ей подчинено расписание его жизни. Отдельной сложностью становится то, что этот новый этап жизни ставит перед малышом целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих мобилизации умственных и физических сил. Эта мобилизация вызвана появлением новых факторов его жизни: режима учебных занятий с уроками в длинные 45 минут без перерыва, новых людей вокруг, новых впечатлений, необходимости проявления дисциплины (в том числе – сдерживания эмоций).

Очень часто первый школьный год ребёнка становится той лакмусовой бумажкой, которая проявляет те родительские недоработки, которые до этого не были видны. Невнимание к ребёнку и непонимание его характера, особенностей психики, неумение нормально помочь малышу, нехватка выдержки, спокойствия и доброты – всё это «вскрывается» первым же стрессом, полученным в школе. 

Психологи отмечают, что малышам семи лет обычно легче психологически адаптироваться к школе, чем детям-шестилеткам. Последние зачастую, даже если готовы к школе интеллектуально, могут быть не готовы психологически: не понимать специфическую позицию учителя и его роль, свою роль ученика, специфику отношений ученика и учителя и т. п. Именно поэтому советуют отдавать ребёнка в школу именно с 7-летнего возраста.

Другой навык, который теперь ребёнку придётся активно применять – это умение жить и работать в коллективе. Малыш должен хотя бы на базовом уровне понимать разницу между своим и чужим «хочу». Обычно дети к школьному возрасту уже умеют знакомиться, поэтому спокойно осваиваются в новом коллективе. В то же время, для этого возраста в общении и совместной работе характерен элемент соревновательности, которые не все ребята могут выдержать, и, как следствие – «закрыться», чувствовать себя неуютно, а на переменах играть в стороне или жаться к стенке. У других деток может проявляться противоположная крайность – стремление привлекать к себе внимание, командовать, унижать других.

Позитивные эмоции от общения с одноклассниками ускоряют адаптацию ребёнка к школе. Но могут быть и негативные эмоции – чрезмерное возбуждение, агрессивность, или, наоборот, заторможенность или чувство страха. Если для вашего ребёнка характерны именно такие особенности адаптации, нужно обратиться к грамотному детскому психологу, который поможет вам правильно пережить это время.

Лучше всего – когда в школе вопрос адаптации детей и «сколачивания» учебного коллектива не пускают на самотёк и не отдают на откуп только учителям, а занимаются этим специально, в том числе с привлечением специалистов. Сегодня всё больше школ уделяют грамотной адаптации каждого ребёнка отдельное внимание. Если вы – из Уфы, в качестве одной из таких школ можно порекомендовать частную «Школу 3000» в Кировском районе, где существуют как нулевой класс, так и индивидуальные программы адаптации для первоклашек.

Наконец, не стоит забывать и о главной задаче школьного обучения – приобретении новых знаний, умений и навыков. Некоторые дети могут обладать большим желанием учиться, но неразвитыми навыками – недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, что сразу создаст малышу трудности и может быстро это желание погасить. Поэтому важно перед началом обучения убедиться в способностях малыша, лучше всего – пройти соответствующее тестирование у специалистов, чтобы самим адекватно оценивать его возможности и быть готовыми помочь своему крохе.

Нельзя не сказать и о важности такого фактора, как здоровье ребёнка. Чем более здоров и реже болеет малыш – тем легче он адаптируется к новому распорядку, новому образу жизни и т. д. Ваша задача – стараться в течение всего учебного года поддерживать хорошее самочувствие ребёнка.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.