Как легко выучить таблицу умножения за два дня
Мало кто сегодня помнит о бытовавшем ещё в советское время способе запоминания таблицы умножения, не требующем специального заучивания. Запомнить всю таблицу умножения быстро и легко – это реально! Давайте разберёмся в этом способе вместе со специалистами образовательного учреждения «Школа 3000» (г. Уфа, Кировский район).
За основу следует взять так называемую «таблицу Пифагора» – она делает умножение более понятным.
- Нарисуйте на листочке в клетку пустую «таблицу Пифагора» 10 на 10, пронумеровав столбцы и строки.
- Вычеркните правую верхнюю половину таблицы, потому что половина примеров на умножение повторяется и их не нужно учить. Например, 4×3 и 3×4 имеют одинаковый результат, поэтому мы сразу сокращаем таблицу умножения вдвое!
- Заполняем первый столбец (умножение на 1) и последнюю строку (умножение на 10) и объясняем умножение на 0. Таким образом, в течение нескольких минут ребёнок поймёт, что такое умножение на 0, 1 и 10.
- Заполните столбец для умножения на 2, объясняя ребёнку, что при умножении на 2 число нужно сложить с таким же (7×2=7+7).
- Заполните столбцы и строки на 3 и 4, объясняя ребёнку, что при умножении эти маленькие числа легко складываются. Например, 3×6 = 6+6+6. Если нужно 4×6, то 6+6 = 12, а теперь 12+12=24. В начале, конечно, ребёнок будет делать это немного медленно, но со временем, с практикой, научится быстро отвечать при умножении на 3 и 4, часто даже просто вспоминая ответ из памяти.
- Далее – переходим к столбцам и строкам умножения на 5, объясняя ребёнку простое правило: при умножении на 5, умножаемое число нужно разделить пополам, и если оно легко делится, то пририсовать к нему 0 (например, 6×5=3 (6 разделить пополам), добавляем 0 = 30), а если не делится легко, то нужно пририсовать к меньшему числу 5 (например, 7×5=3, добавляем 5 = 35).
- Теперь – время переходить к столбцам и строкам умножения на 9. Объясните ребёнку простое правило: число, на которое мы умножаем, уменьшаем на 1 и добавляем к нему столько, сколько не хватает до 9. Например, 8×9 = перед 8 стоит цифра 7 (первое найденное число), и теперь от 7 до 9 не хватает 2 (второе найденное число), и мы получаем 72. Другой пример. 6×9 = 5 предшествует 6 (первое число), от 5 до 9 не хватает 4 (второе число), поэтому мы получаем 54.
- Отдельно – учим с ребёнком те примеры, которые легко рифмуются. 5×5=25, 6×6=36, 6×8=48.
- Остаётся четыре примера: 6×7, 7×7, 7×8, 8×8. Начнём с 7×7=49 – этот пример просто повторите 10 раз (можно – на листочке бумаги). Когда ребёнок запомнит этот пример, переходите к 6×7=42 и 7×8=56. Объясните ребёнку, что эти три примера находятся рядом и что если ребёнок знает, что 7×7=49, то при умножении на 6 из 49 нужно вычесть 7 (6×7=49–7=42), а при умножении на 8 – прибавить 7 (7×8=49+7=56). Сначала ребёнок, возможно, не сможет запомнить ответы на эти 3 примера, но с небольшой практикой он запомнит ответы (49, 42, 56) и сможет быстро ответить на них. Остаётся последняя задача: 8×8=64. Так же просто повторите пример с ребёнком десяток раз, а для лучшего запоминания можете записать его 10 раз на бумаге. Согласитесь, что гораздо проще: запомнить всего 4 примера, чем зубрить всю таблицу умножения из 100 примеров!
Эти 9 шагов лучше всего выполнять в 2–3 «приёма» (половина утром и половина днём, или утром / в обед / вечером). Так ребёнку будет легче запомнить правила умножения. На следующий день можно просто попрактиковаться, закрепить правила и напомнить ребёнку, что не имеет значения, как стоят числа, и что их можно поменять местами для удобства (7×4 и 4×7 – одно и то же).