Игровая и интернет-зависимость у школьника
27Июл
2022
0

Игровая и интернет-зависимость у школьника

Родителям удобно, когда ребёнок играет с гаджетами, он спокоен и увлечён, и взрослые могут заняться своими делами. Постепенно у ребёнка формируется зависимость от той или иной игры (игр) или от других видов онлайн-деятельности. С течением времени уход в зависимость становится для ребёнка способом компенсации недостающего эмоционального опыта, успеха, общения.

Сначала необходимо выяснить, что подросток делает за гаджетом или компьютером, и, исходя из этого, постараться ответить на вопрос «что он компенсирует с помощью интернета?». Например, ребёнок постоянно общается в чатах, социальных сетях, форумах. В этом случае следует предположить проблемы в коммуникативной сфере, сложности установления и поддержания межличностных отношений. Или ребёнок увлечён играми, видеофильмами, – тогда здесь может быть нехватка впечатлений в реальной жизни, чувство одиночества, низкая самооценка, поиск выхода агрессии и прочее.

Вместе с экспертами из частной «Школы 3000» (г. Уфа, Кировский район) давайте попробуем разобраться, какие психологические потребности могут быть не удовлетворены у подростка.

  1. Недостаточно новых впечатлений в реальной жизни.
  2. Один и тот же сценарий дня (гуляет в одних и тех же местах, одни и те же дела).
  3. Однотипная игровая деятельность (одни и те же игрушки, ребёнку уже неинтересно в них играть).
  4. Отсутствие альтернативной деятельности (кружки, секции, чтение книг).
  5. Чрезмерная забота родителей (при первой неудаче родители делают всё за ребёнка, не дают ему пробовать, рисковать и ошибаться, ребёнок не сталкивается с трудностями, не пробует новое).

Что делать?

  • Разнообразить повседневную активность (гулять в разных местах).
  • Придумать разнообразные занятия дома и на улице (предложить поиграть, исследовать, изготовить что-то, заняться творчеством).
  • Предоставить возможность контактировать с разными людьми: ровесниками и взрослыми.
  • Увеличивать количество новых событий (аквапарки, катки, аттракционы, театр, цирк и т. д.).
  • Дефицит общения.
  • Взаимодействие с ребёнком происходит зачастую в бытовых ситуациях (одевают, кормят).
  • Отсутствие содержательных бесед, не поддерживается любознательность ребёнка, не отвечают на вопросы (присутствуют краткие высказывания «так надо», «потому что»).
  • Редко играют с ребёнком или отвлекаются от игры, уходят, или вовсе не играют.
  • Ребёнок выполняет обязанности родителя (следит за младшим братом или сестрой).

Что делать?

  • Больше разговаривать, задавать уточняющие вопросы, чтобы получить более расширенный ответ.
  • В разговоре не фокусируемся только на детских обязанностях или правилах, но и спрашиваем, что ребёнку интересно.
  • Расширяем количество тем для обсуждения.
  • Спрашивайте и советуйтесь.
  • Помогите ребенку расширить круг общения.
  • Расспросите, «как школа?», об одноклассниках и друзьях, о хороших и плохих отношениях.
  • Поощряйте его участие во внеклассной деятельности или его хобби.
  • Отсутствие эмоциональной безопасности.
  • Ребёнок в родительских глазах недостаточно хорош, нуждается в «переделывании» и (или) в жёстком контроле.
  • Родители требуют, чтобы он не мешал, занимался чем-то сам, не шумел и не нарушал порядок.
  • Эмоционально неблагополучный ребёнок уходит в игру от родительского разочарования, от «обид» повседневного мира.

Что делать?

  • Проявите к ребёнку интерес и внимание.
  • Спрашивайте, что он чувствует, почему выбрал именно это занятие, что ему в нём нравится.
  • Каждый день выражайте радость от общения с ребёнком, говорите о любви к нему.
  • Не критикуйте и не оценивайте его («Ты сделал это неправильно!»).
  • Избегайте вопросов, которые доказывают вашу правоту («Опять играешь?», «Ты что, ещё не сделал?»).
  • Помогайте ребёнку почувствовать себя успешным. Одобряйте и поддерживайте его, но не преувеличивайте его достижения.
  • Времяпрепровождение за гаджетом у ребёнка может быть способом выразить свои негативные переживания. Поэтому не запрещайте злиться, научите выражать агрессию конструктивными методами.
  • Если ребёнок кричит или пинает предметы, не надо останавливать или стыдить, его важно услышать. Например, скажите: «Когда ты так кричишь, я тоже начинаю злиться, и мне трудно тебя понять». Спросите, чем ему помочь и окажите эту помощь.
  • Потребность в границах и правилах.
  • Ребёнок не понимает, можно ли ему находится за гаджетом, если у родителей нет чёткого отношения к этому.
  • Если позволяется использовать гаджет в качестве поощрения или наказания (если плохо себя ведёт).
  • Если родители не могут остановить игру ребёнка и меняют решение в ответ на его негативные эмоции.

Что делать?

  • Сформулировать и записать правила и требования к использованию гаджета (чёткость и реалистичность правил; не отступать от правил).
  • Использовать однозначные, понятные высказывания, чтобы выразить отношение к действиям ребёнка («Я расстроена…» и т. п.).
  • Вместе с ребёнком выберите и используйте один или два вида поощрения и наказания, которые не связаны с использованием гаджета.
  • Спросите какую родительскую реакцию он предполагает в ответ на нарушения правил.
  • Говорите сразу и по сути дела.
  • Твёрдо, но спокойно и ясно озвучьте свое пожелание. Например: «Я прошу тебя прекратить делать это», «Я прошу тебя остановиться».
  • Избегайте двусмысленных и риторических фраз: «Да что ты делаешь!», «Когда же ты наиграешься?», «Что же это такое?».

Только на фоне удовлетворения ранее неудовлетворенных психологических потребностей ребёнка можно преодолеть симптомы игровой и интернет зависимости.