Информационная и психологическая безопасность детей в интернете
08Авг
2022
0

Информационная и психологическая безопасность детей в интернете

Современный человек живёт не только во внешнем физическом мире, но и в глобальной информационной сфере. Информационное пространство вокруг человека во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира.

Модель мира – это «сетка координат, через которую люди воспринимают реальность и строят образ мира, существующий в их сознании». Поэтому реальная действительность отражается как картина мира, которая структурируется в модели мира и через неё. Язык, мифология, религия, искусство, наука и т.д. также могут быть использованы в качестве моделирующих структур. Однако в современном мире информационные технологии играют всё большую роль в формировании картины мира и поглощают или замещают другие моделирующие структуры. Вот почему так важно изучать влияние информационного пространства на формирующееся психологическое развитие детей и подростков.

Трудно представить жизнь современной семьи без гаджетов и планшетов.

Интернет – это «окно во внешний мир», и при разумном подходе он может выполнять образовательную, развлекательную и обучающую функции. Через интернет у детей формируются «образы мира», представления о добре и зле, справедливости и дружбе, взгляды на другие социальные явления. Но почему психологи всё чаще бьют тревогу по поводу массовой зависимости детей от Интернета?

Исследования показывают, что дошкольники проводят перед экраном гаджетов в среднем от двух до шести часов в день. У них вырабатывается привычка постоянно смотреть видеоклипы и игры, благодаря родителям, которые беспрепятственно дают своим детям мобильный телефон или гаджет с доступом в интернет. Возникла тенденция, когда дошкольники проявляют особый интерес к так асоциальному видеоконтенту: очень многие дети сталкиваются со сценами насилия, агрессии или порнографии на экранах.

Чем опасно такое влияние на вашего ребёнка?

Прежде всего, следует сказать, что дети особенно психологически восприимчивы к влиянию и внушению.

Информация влияет на людей в значительной степени на бессознательном уровне. Только часть информации, воспринимаемой детьми, оказывает влияние на сознание. Образы, звуки, знаки и символы оказывают внушающее воздействие. Анализ страхов современных шестилетних дошкольников показывает, что их страхи в среднем на восемь пунктов выше возрастной нормы. В то же время в списке страхов дошкольников появляются типичные страхи, которые не относятся к этой возрастной группе: например, боязнь темноты и страх остаться одному в комнате. Эти страхи характерны для детей младшего возраста и, как правило, не типичны для 6-летних детей. Кроме того, были выявлены такие страхи, как страх быть похищенным, страх быть заключенным в тюрьму и страх быть взорванным террористами.

Во-вторых, необходимо упомянуть «эффект зависимости» и заразный характер агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости и вырабатывают безразличие к человеческим страданиям. Если дети видят насилие каждый день, через некоторое время они воспринимают его как норму. Можно предположить, что психический мир подростков и крайняя жестокость во многом связаны с эмоциональными, моральными и этическими нормами, которые общество предъявляет к ним, и, что самое главное, с популярностью интернета.

Известный российский психолог Л.С. Выготский пишет: «<…> ситуация будет влиять на ребенка по-разному в зависимости от того, насколько ребёнок понимает её смысл и значение. Ясно, что ребёнок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребёнок, который вообще не понимает, что здесь произошло. Влияние среды на развитие ребёнка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

Young boy using computer at home

Кроме того, привычка смотреть видео и играть в игры способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация легкодоступна и не требует усилий для её представления или анализа. Большинство родителей отмечают, что дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть видеосказки. Родителям гораздо проще включить мультфильм для просмотра, чем потратить время на чтение книг своим детям. Такой подход замедляет умственное развитие ребёнка. Речь и мышление развиваются медленно, а воображение не развивается, потому что всё легко доступно. Между ребёнком и родителями нет тесной эмоциональной связи. Тексты не обсуждаются, и у ребёнка не развивается желание научиться читать. Этот, казалось бы, простой способ воспитания впоследствии приводит к тяжёлым последствиям. Ребёнок не привык читать, не может сосредоточиться на тексте, имеет неразвитое воображение и говорит бессвязно.

Поэтому очень важно ограничивать время пребывания своего ребёнка в интернете, разумеется, перенося фокус его внимания на другие, желательно – не менее интересные дела. Важно общаться со сверстниками, гулять, заниматься спортом, вовремя исполнять свои школьные обязанности (которые обычно не исполняются в первую очередь). Если у вас – загруженность работой и не хватает времени модерировать время своего ребёнка после школы, то хорошим выходом может стать школа с «продлёнкой», где ребёнок будет до самого вечера под присмотром педагогов. Жителям города Уфа такой выход может предложить частная «Школа 3000» (расположение – Кировский район), где «продлёнка» длится до 19:00. В «Школе 3000» дети после школы успеют как отдохнуть и пообщаться между собой (а, возможно, и позаниматься спортом, чему способствует нахождение рядом многих секций), так и сделать домашнюю работу под присмотром учителей.