Формирование мотивации к учёбе у детей младшего школьного возраста
15Сен
2023
0

Формирование мотивации к учёбе у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст часто называют «вершиной детства». Доминирующим видом деятельности в это время является обучение. Обучение определяет характер других видов деятельности: игры, работы, общения. Именно поэтому родителям необходимо создать условия для трудовой деятельности дома, в которой отражаются и применяются знания, навыки и компетенции, полученные в школе. Это делает обучение в школе более осмысленным и раскрывает на практике необходимость и полезность полученных в школе знаний.

В это время у школьников преобладает визуальное и образное мышление (всё нужно потрогать и увидеть!). Абстрактное мышление ещё недостаточно развито, поэтому детям трудно понять переносное значение слов, пословиц и фраз. Почти всё сказанное может быть понято буквально, поэтому следует быть осторожным с необдуманными заявлениями («Как ты мне надоел», «Лучше бы глаза мои тебя не видели» и т. п.).

Родителям необходимо стимулировать интеллектуальное развитие детей и формировать различные виды интеллектуальной деятельности.

Самооценка ученика начальной школы зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения родителей и учителей к его успехам и неудачам. На это также влияют ожидания родителей. Уровень может быть слишком высоким, и тогда ребёнку будет трудно соответствовать этим ожиданиям. С другой стороны, родители также могут недооценивать своего ребёнка, и тогда они могут потерять уверенность в его способностях.

Дети этой возрастной группы руководствуются оценками взрослых. Младшие школьники воспринимают школьную оценку как оценку себя как личности или как отношение к себе (нравится или не нравится). Психологическое формирование в этом возрасте – это чувство социальной и психологической компетентности.

Оценка – это не то же самое, что баллы. Оценка – это процесс оценивания; баллы являются результатом этого процесса, и он регулярно и формально отражается в оценках.

К сожалению, родители невольно или неосознанно строят свое отношение к детям на основе их достижений. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама меня не очень любит, потому что я не всегда получаю пятерки».

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В. А. Сухомлинский, 1969).

Многие школы сегодня в младших классах стараются уходить от привычной системы оценивая – не в отчётности и в классных журналах, но в глазах детей. Например, частная «Школа 3000» (г. Уфа, Кировский район) – там 1-м классе знания оцениваются при помощи эмотиконов, что позволяет избегать стресса от плохих оценок.

Связывая своё отношение с достижениями детей, особенно когда они не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование у детей полноценной и позитивной самооценки, способствуя появлению неуверенности в себе и препятствуя развитию интереса к учёбе.

Родители должны помнить, что самое главное в обучении – это не оценка, а реальные знания и навыки ученика, его усердие, ответственность и потребность в приобретении новых знаний. Кроме того, следует учитывать, что успех обучения ребёнка определяется многими факторами. Самым важным из них является вера родителей в способности своего ребёнка и их способность помочь ему учиться.

Важно, чтобы родители помогли сделать оценку не карающим мечом, а инструментом развития. Для этого следует придерживаться следующих правил.

Не воспринимайте оценку слишком серьёзно; она ситуативна по своей природе, потому что оценивается не сам ребёнок, а то, как он ведет себя в конкретный момент своей жизни.

Спокойно выражайте свои чувства по поводу оценок. Не хвалите слишком сильно, когда оценки хорошие. Просто скажите: «Твои оценки делают меня счастливым», иначе позже, когда оценки будут не такими хорошими, ваш ребёнок почувствует разочарование.

Если успехи не очень хороши, не ругайте и не укоряйте ребёнка. Он не виноват, что так случилось. И потом, оценка уже получена, ничего не изменишь, и негодование неуместно. Лучше скажите: «Ты огорчён, я тебе искренне сочувствую. Давай вместе подумаем, как исправить сложившееся положение».

Не поддавайтесь искушению обвинить учителя в предвзятом отношении к вашему ребёнку. Нехорошо, когда учитель занижает его/её достижения, ведь это тоже оценка его/её работы. Внимательно слушайте, что говорит ваш ребёнок о том, как он/она получает оценки. Не сомневайтесь в правдивости этой версии, но помните, что это всего лишь мнение ребёнка. Учитель вполне может иметь свою собственную интерпретацию этой истории. Вы должны прислушиваться и к его мнению.

Покажите учителю, что вам небезразличен прогресс вашего ребёнка, и вместе с ним разработайте план по преодолению проблем.

Плохие оценки могут быть вызваны высоким уровнем тревожности ребёнка. Затем он получает хорошие оценки за свою обычную работу, но показывает плохие результаты на экзаменах. В этом случае необходимо проконсультироваться с психологом.

Следует помнить, что программа рассчитана на определённый уровень. Она не учитывает индивидуальные особенности и темпы развития каждого ученика. И поскольку у вашего ребёнка может быть свой путь, он может в настоящий момент не овладеть предложенным требуемым уровнем на высоком уровне. Это не означает, что так будет всегда. Терпение и трудолюбие обязательно будут вознаграждены.

Научите ребёнка анализировать причины своих достижений, уделяя больше внимания не тому, как ему повезло или не повезло, а тому, как он работает и как его труд оценивается. Научите и объясните ребёнку, что приложенные усилия и полученные результаты не всегда равны, и что в других случаях для достижения желаемых результатов требуется не один год усилий.

Развивайте навыки самооценки вашего ребёнка.