Об эстетическом воспитании школьников младших классов в рамках «продлёнки»
09Ноя
2022
0

Об эстетическом воспитании школьников младших классов в рамках «продлёнки»

Педагоги групп продлённого дня обеспечивают безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время, удовлетворяет их потребности в питании, активном отдыхе, предоставляют возможности для самоподготовки по учебным предметам. Педагог также организует гармоничное развитие личности учащегося с учётом возрастных особенностей, интеллекта и интересов ребёнка, создает ему условия для достижения оптимального уровня воспитанности.

Уровень воспитанности, помимо остальных направлений, включает в себя эстетические воспитание. Данный аспект является одним из наиболее важных в процессе формирования личности младших школьников, чьи интересы только начинают формироваться, так как он не только удовлетворяет потребность детей в прекрасном, учит выделять истинную красоту вещей, но и способствует развитию нравственности, чувства любви, гордости, уважения к человеческому труду, в котором проявляется эстетика ручного творчества, созидания. К тому же этому способствует наглядно-образное мышление, активное познание мира, подражание старшим, преобладающие в начале школьного обучения.

В настоящее время мы наблюдаем всё более ускоряющийся ритм жизни. Рост потребностей и возможностей влечёт людей к улучшению своего благосостояния, в связи с этим мы видим следующую картину – многие родители современных младших школьников с утра до вечера заняты на работе и не имеют возможности уделять внимание их детям. И ребёнок остается совсем один после окончания учебного дня, если не приходят на помощь другие близкие родственники: например, бабушка или дедушка.

От такого образа жизни страдает в первую очередь сам ребёнок, падает уровень его воспитанности и понимания основных человеческих ценностей. Сегодня во всё большем количестве школ открываются группы продлённого дня, основной целью которых является организация социальной защиты младших школьников и облегчение проведения внеурочной деятельности с ними.

Первое условие развития чувства прекрасного у каждого школьника – создание вокруг него атмосферы прекрасного. Опрятный внешний вид учителя, его манеры, доброжелательность и мягкость в отношениях, правильная речь являются образцом для подражания для младших школьников. Кроме того, важна чистота помещения, где ребёнок находится после школы. Мусор, грязная доска, столы и стулья, расставленные в хаотичном порядке, крошки от вкусняшек – вроде бы мелочи, но именно из таких тонкостей ребёнок получает представление о том, как организовать пространство вокруг себя. Необходимо с первых же дней приучать учащихся к соблюдению порядка, к выполнению элементарных просьб: «Поиграл в игру, сложи её и убери в коробку», «Выходя из дома, отодвинь стул и закрой шкаф» и т. п. Такие простые вещи иногда формируют представления об эстетике гораздо сильнее, чем какие-то нравоучительные лекции.

Но главную роль, конечно, играет воспитательная деятельность эстетической направленности. На таких занятиях в занимательной форме, исходя из возрастных особенностей младших школьников, педагог знакомит учащихся с произведениями искусства через чтение, прослушивание музыкальных произведений, просмотр отрывков из мультфильмов и художественных фильмов и их обсуждение. Также необходимо проводить беседы на эстетические темы, где дети смогут поделиться своими переживаниями, мыслями, услышать добрые и мудрые слова педагога. В то же время занятия не должны быть пассивными в передаче информации. Важно, чтобы дети что-то делали своими руками, становились частью прекрасного через ручное художественное творчество, рисование, письмо, изготовление поделок из различных материалов. Вместе школьники не только пробуют новый вид деятельности, но и испытывают определённые эмоции, чувства, изучают историю искусства, проникаются уважением к деятелям культуры, известным писателям, поэтам, художникам, скульпторам, формируют уважение к человеческому труду и творчеству, природе, а также культивируют человеческие ценности и идеалы.

Где можно найти такую школу, в которой работу по формированию эстетической культуры вели бы в рамках группы продлённого дня? Жителям г. Уфа можем посоветовать частную «Школу 3000», известное в городе учебное заведение. «Школа 3000» предлагает своим ученикам и их родителям занятия по изобразительному искусству, танцам, домоводству, театральные занятия и многое другое.

Подытоживая, воспитатель группы продлённого дня в более свободной форме продолжает деятельность учителя начальных классов по гармоничному развитию младших школьников, помимо удовлетворения некоторых физиологических потребностей, имеет достаточно широкие возможности для формирования эстетического воспитания через приобщение к художественным деятельность, знакомство с произведениями искусства, их обсуждение, беседы на эстетические темы. Всё это помогает привить младшим школьникам чувство прекрасного, уважение к труду, неприятие уродства, умение подчеркивать красоту вокруг, человеческие идеалы.