Школьная форма: за и против
В российском обществе понятие «форма» неоднозначно. С одной стороны, родители-выпендрежники не смогут демонстрировать статус своего ребенка через одежду, с другой – многим ли по карману одеть чадо с ног до головы в сезонные вещи и вдобавок сшить пару тройку комплектов формы?
А какое отношение к такой одежде у самих малышей? Ученики начальной школы не знают разницы, а потому спокойно относятся к форме. Но, начиная с 11-12 лет детям очень хочется демонстрировать непохожесть. И здесь форма становится настоящим врагом.
Так чего больше у политики введения форменной одежды в образовательных учреждениях: плюсов или минусов? Какие задачи решает, а какие трудности порождает ношение школьной формы?
Уравниловка и другие «против»
-
Форма идёт не всем.
Все дети разные: по росту, телосложению, типу внешности. Если Лене форма к лицу, то Снежану она только полнит. Девочка переживает по этому поводу, не добавляют уверенности и жестокие высказывания одноклассников в её адрес. Выход в этой ситуации – шить вещь на заказ. Опытный портной определит подходящий фасон по фигуре вашего ребенка. Задача начальной школы же – дать ориентиры по цвету, вариациям кроя, деталям, аксессуарам.
-
Форма не всегда удобная и красивая.
Джинсы и толстовка, безусловно, удобнее вещей из костюмной ткани. Кроме того, если школа сама строго определила цвет и фасон формы, скорее всего, не всем родителям понравится выбор. Представьте себе толпу школьников в желто-зеленой шотландке только потому, что учреждению удалось выкупить партию ткани по броской цене.
-
Каждый день то же самое.
Детей угнетает однообразие. Современные ученики начальной школы не безразличны к тому, как выглядят. И хорошо, если отличаться от других детей они будут внешним видом, а не вызывающим поведением. Рано или поздно девочки начинают украшать одежду, экспериментировать с аксессуарами.
Обратите внимание на лояльность школы к вариациям форменной одежды. Некоторые частные школы очень строги к форме, используя ее как рычаг дисциплины. Но ведь задача учреждения — не следить за поведением, а учить. Если ребенка ругают за не тот оттенок пиджака или запрещают пришивать симпатичные манжеты, задумайтесь – что важнее для школы: послушность или качество знаний?
Плюсы введения школьной формы
-
Сплочение детей из разных социальных слоев.
Чиновники трубили, что форма разрешит проблему социальной дифференциации. Увы, это миф. Однако, если ученики более-менее одинаково выглядят хотя бы на время уроков, дети из семей с меньшим достатком будут чувствовать себя намного комфортнее. Но ведь помимо одежды, у детей разные портфели, качество канцелярии. Они обсуждают, где живут, на какой машине ездят. Так что абсолютного равенства форменная одежда добиться не сможет.
- Пару комплектов формы дешевле нескольких комплектов сезонной одежды.
Проанализировав стоимость детских вещей, вы согласитесь с этим преимуществом. Вот только некоторые частные школы умудряются заработать на форменной одежде учеников, обязывая родителей покупать длинный перечень вещей именно у них по установленной стоимости. В этом случае сэкономить вряд ли удастся.
-
Корпоративная культура с детства.
«Разношерстные» дети с непохожими характерами, воспитанием сплачиваются под единым знаменателем – школьной одеждой. Психологи довольны, ведь это формирует командность внутри детского коллектива.
-
«Нет» откровенной одежде.
Девочки подросткового возраста нередко добиваются внимания мальчиков «запрещенными» методами – при помощи одежды. Форма предотвращает такое развитие событий, и дети сосредоточены на учебе, а не на игре гормонов.
Как видите, школьная форма – вещь полезная и удобная. Кроме того, родители освобождают себя от размышлений, во что одеть школьника завтра.