Способы помочь ребёнку стать более самостоятельным
По мере взросления детей, рано или поздно наступает момент, когда сфера их ответственности расширяется. Следует помнить, что вы не делаете своим детям никаких «одолжений», когда выполняете вместо них их основные задачи. В результате у детей может развиться так называемая «выученная беспомощность».
«Выученная беспомощность» – это состояние, при котором ребёнку не хватает независимости и он не хочет или не может выполнять обычные для его возраста задачи. Чтобы ваш ребёнок обрёл уверенность и стал более ответственным, следуйте этим пяти советам.
Создайте список
Создайте список задач, которые ребёнок должен выполнять самостоятельно, например, одеваться или убирать за собой игрушки. Поговорите с ними о том, какие задачи они могут выполнить. Если они не уверены в своих силах, устройте им небольшую «тренировку» перед этим. Уберите из списка любые задачи, к которым они, кажется, не готовы. Позаботьтесь о недвусмысленности – имейте ввиду, что дети работают лучше, когда чётко знают, чего от них ждут.
Не ожидайте идеального
Дети всё ещё только развивают свои моторные навыки, поэтому могут случаться некоторые ошибки, такие как разлив сока, когда они хотят налить себе напиток. Если они ошибаются, старайтесь не критиковать их. Вместо этого аккуратно покажите им правильный способ того, как совершается то или иное действие. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и никто не совершенен.
Давайте достаточно времени
Детям, как правило, требуется больше времени для выполнения заданий, чем взрослым. Чтобы предотвратить у ребёнка стресс, дайте ему достаточно времени. Например, если ребёнку требуется десять минут, чтобы одеться утром, учтите это в своём распорядке дня и «назначьте» на выполнение этого немного больше. С практикой и с возрастом они будут быстрее справляться со своими задачами.
Установите «постоянные» обязанности
Дети нуждаются в рутине, в «традиции», чтобы легче понимать свои обязанности. Если их ежедневный график постоянно меняется, они запутаются. Объясните им, когда они должны выполнить определённые задачи. Например, вы можете сказать своему ребёнку, что ему нужно собрать свои игрушки, прежде чем готовиться ко сну. Когда время будет подходит ко сну, напомните своему ребёнку, что он должен убраться, прежде чем расстилать постель и надевать пижаму.
Позаботьтесь о выборе школы
Хорошие школьные преподаватели, грамотно составленная методистами учебная программа и удобный школьный режим – незаменимые помощники в выработке чувства ответственности у ребёнка. Помните, что цена, вложенная в стоимость образования, окупится спустя годы. Например, в «Школе 3000» в Уфе не только индивидуальные программы обучения в классах с учителями, но и возможность делать домашние задания на «продлёнке».
Хвалите
Дети любят, когда их хвалят за самостоятельность. Поощряйте похвалой своего ребёнка, когда он делает что-то сам, особенно если это то, с чем ему раньше нужна была помощь. Иногда похвалы достойны даже ошибки! Например, если ваш ребенок надевает рубашку задом наперёд, вы можете отметить, что он смог правильно выбрать одежду и одеться самостоятельно. Ободряйте своих детей, когда они чувствуют разочарование.
И ещё…
Может показаться, что легче и быстрее выполнять определённые обязанности, которые ребёнку уже по силам, вместо него. Однако, когда вы даёте детям «поле» для самостоятельного выполнения заданий, у них начинает вырабатываться чувство ответственности и внутренней свободы. По мере взросления они смогут использовать свои навыки решения проблем и будут легче принимать новые вызовы. В более широком смысле, развитие чувства ответственности приводит к тому, что с большей долей вероятности человек во взрослом возрасте будет положительно самоуверен, изобретателен, уважителен и способен признавать потребности и удовлетворять их.