Нормализуем общение с ребёнком подросткового возраста
Как правило, родители сталкиваются с проблемами в общении с сыном или дочерью, когда те вступают в подростковый возраст. У ребёнка, в силу физиологических факторов, увеличивается эмоциональность, меняются реакции на определённые действия.
«Официально» считается, что подростковый возраст наступает в 10–11 лет (у девочек – пораньше, у мальчиков – попозже). Но существенные изменения в организме происходят в 12–17 лет. У некоторых детей этот возраст проходит с изменениями, неприятными для родителей – подросток может стать «критикуном», постоянно грубить, обижаться по пустякам. Реакция родителей – так же разная: кого-то такое поведение совсем не удивляет, а кого-то может и привести в ужас. Иногда из-за резкой смены поведения и характера ребёнка у родителей начинаются проблемы в общении с ним.
Дело в том, что у ребёнка в это время формируется характер, «выкристаллизовывается» своё собственное мнение и позиция по тем или иным вопросам. Здесь важно балансировать между контролем и «свободой». Бывают ситуации, когда рациональнее – уступить ребёнку. В то же время, очень полезно установить в доме чёткие правила, которые должны безоговорочно выполняться. Правила должны быть справедливыми – если, например, ребёнок отказывается выполнять просьбу, то при его просьбе родителю последний отказывает в ответ. При возникновении конфликтной ситуации – лучше не орать, а «держать себя в руках» и стараться договориться.
Нельзя забывать про справедливость поговорки «яблочко от яблони недалеко падает» и помнить, что ребёнок, в некотором смысле, – ваше отражение. Посмотрите и проанализируйте своё собственное поведение.
Будьте готовы всегда выслушать вашего ребёнка, когда он говорит вам о своих проблемах, даже если это «псевдо-проблемы». Ни в коем случае не воспринимайте то, что кажется вам «мелочью», в качестве «детского лепета на лужайке». Даже если (мы всё-таки живём в XXIвеке!) у вас бешеный темп жизни и времени на «глупые разговоры» не остаётся, постарайтесь его найти. Когда в ребёнке не проявляется желание поговорить, то, зачастую, это связано с тем, что он уже пытался раньше, но не получил подобающего отклика. Это опасно тем, что родители перестанут быть полноценным авторитетами, а уж об их советах и говорить нечего.
Чтобы по-настоящему выслушать своё чадо, иногда требуется терпение. Возможно, слушать ребёнка может быть неинтересно. Но ни что не должно отвлекать ответственного родителя, когда он беседует с подростком – иначе он быстро поймёт, что собеседнику это не интересно, соответственно, скоро он прекратит и впредь весь негатив будет держать в себе.
Помните о том, чтобы создать неформальную, располагающую к доверию обстановку. Если вы посадите ребёнка на стул и будете просто задавать ему вопросы, то в глазах ребёнка это будет больше похоже на допрос. Куда эффективнее – разговаривать с ним на его языке (но будьте осторожны с современным молодёжным сленгом – слова типо «кринж», «рофл» или «краш» могут прозвучать в ваших устах неестественно и, поэтому, смешно). Не лишним будет и рассказывать ребёнку свои истории и делиться своим опытом в ходе разговора.
Будьте всегда в контакте с классным руководителем ребёнка и, если потребуется, с учителями. Поскольку подросток бо́льшую часть времени бодрствования всё ещё проводит в школе, то источник возможных проблем может находиться там. В этой связи крайне важен выбор школы. Частная «Школа 3000» в Кировском районе г. Уфы имеет качественный педагогический кадровый состав, а подход к каждому ребёнку – индивидуален, что позволяет знать подростка, видеть его сильные и слабые стороны и предотвращать возможные проблемы.
Наконец, помните о самом главном – как гласит известная английская пословица, «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».