Родителям – об основах психологического взаимодействия с подростками
В подростковом возрасте закладываются основы всей последующей жизни человека. Во многом то, какие образцы поведения и картину мира подросток принял в эти годы, влияет на события всей его дальнейшей жизни, способы принятия решений, выбор круга общения и способов коммуникации с людьми, наконец, на есть социальную успешность. Поэтому стоит задумать: какие у подростка навыки? Умения? Способен ли он преодолевать трудности?
В подростковом возрасте происходит большая «перестройка» не только организма, но и личности. У подростка есть огромные ресурсы и энергия для их реализации, но при этом ещё не определен вектор их приложения, не выработаны важные жизненные умения, позволяющие пользоваться ими для созидания и развития. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далёкими от совершенства. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. Они порой не могут объяснить своих поступков. Неудивительно, что это самый трудный период в жизни человека.
К сожалению, родители зачастую тоже перестают понимать своего ребёнка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают «работать». Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчуждённостью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей активностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Как следствие – опасное отдаление, растущее непонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.
В той или иной степени описанный процесс происходит в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. Но! Во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и разрушениями или перерастёт в совместное развитие отношений на новой ступени – во многом зависит от родителей и других взрослых, окружающих подростка, в первую очередь школьных учителей.
Нельзя недооценивать влияние школы – как непосредственно образовательное, так и социальное. Идеальным вариантом было бы создать подростку такую среду, где он не будет пересекаться с асоциальными личностями, или, например, сверстниками из неблагополучных семей, которые могут негативно на него повлиять. Обычно родители детей, для которых этот вопрос важен, предпочитают частные учебные учреждения бюджетным – потому что цена обучения «отсекает» большую часть возможных «плохишей». Но здесь всё – на выбор родителей. Например, для г. Уфа хорошим примером частной школы может служить известная в городе «Школа 3000», с достоинствами которой вы можете ознакомиться на её сайте.
Давайте рассмотрим особенности подросткового возраста подробнее.
До подросткового возраста ребёнок совершенно не критичен – ни по отношению к своим близким, ни по отношению к себе. У него просто нет определённого мнения об окружающем. Это мнение он копирует у взрослых. В младшем подростковом возрасте человек впервые стремится отделить оценки родителей от того, что он думает сам по тому или иному поводу. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку. Это оказывается очень сложно.
Чтобы поставить себе «оценку», причём в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен несколько отодвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Как он это делает? Он всё подвергает сомнению. Родители говорят, что это плохо. Почему? Я сам хочу попробовать это. А вдруг это хорошо? А что будет, если я не послушаюсь? Итак, подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве.
Часто это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений. Такое поведение иногда называют «подростковым бунтом». Но не всегда оно действительно является бунтом. Часто подросток просто не задумывается о последствиях своих действий. Вообще, будущее для него выглядит весьма фантомно. Он живёт настоящим. С одной стороны, это позволяет ему смело расширять свои возможности, с другой – ведёт к чрезвычайно рискованным, необдуманным поступкам. Такому безоглядному риску способствует ещё и неразвитое чувство ответственности, до сих пор все проблемы и жизненные затруднения разрешали за него взрослые. Отвоёвывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого «тыла», который обеспечивают родители.
Осваивая новые «территории», подросток внимательно присматривается к окружающим «чужим» людям, то есть тем, кто значительно отличается от привычных «домашних». «Чужие» вызывают у подростка глубокий интерес: внешность, привычки, поведение, система ценностей – всё это не просто изучается, но и «пробуется на вкус», особенно если какие-то проявления человека кажутся привлекательными, нравятся. Он прислушивается, приглядывается, исследует, как оцениваются люди или какие-то жизненные события другими. Чем больше это отличается от привычных оценок, тем привлекательнее для подростка. Главный вопрос: что особенно ценится окружающими, что вызывает их восхищение, что высмеивается, осуждается. При этом подросток ещё не владеет полноценной гаммой тонкого восприятия. Всё, что он видит, отпечатывается в его сознании в контрастных тонах, всё что слышит, звучит как идеальная гармония либо как полный диссонанс, все что ощущает и переживает, воспринимается восторженно либо с отвращением.
Вообще подростковому возрасту свойственны резкие перепады настроения – от радости и веселья к депрессии. Объективных причин для таких перепадов может и не быть, или же они кажутся взрослым незначительными.
Несмотря на внешнее противодействие взрослым, подросток, конечно, испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В связи с лёгкой ранимостью подростка для взрослого очень важно суметь наладить и поддержать эти контакты. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
В этот период имеют большое значение единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определённые права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него ожидают слишком многого, он может уклониться от выполнения обязанностей. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований взрослых. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
Нужно учитывать, что все описанные процессы почти никогда не осознаются подростком. Конечно, он не принимает решения «Буду отсоединяться от родителей» или «Буду исследовать ценности других людей». Он делает это спонтанно, интуитивно, часто даже не понимая сути процессов, которые в нем происходят.