Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении школьника
10Окт
2023
0

Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении школьника

В подростковом возрасте наиболее высока вероятность осложнений и трудностей в поведении и развитии личности. Рассмотрим некоторые факторы риска и сформулируем конкретные рекомендации.

1. Генетические факторы риска. Девиантное поведение, алкоголизм и наркомания не передаются по наследству, передается только предрасположенность к ним, проявляющаяся в:

  • нарушении биохимии головного мозга;
  • депрессивных расстройствах;
  • расстройствах личности (психопатии);
  • особенностях конституции.

Реализуется ли предрасположенность к отклонениям и болезням, в значительной степени зависит от условий среды, в которой живёт и работает человек.

Факторы риска:

  • употребление психоактивных веществ во время зачатия и беременности;
  • психические травмы и чрезмерные стрессы во время беременности, «нежелательная» беременность;
  • патология в родах (стремительные роды, слабость родовой деятельности и др.);
  • стимуляция родов, кесарево сечение, роды под наркозом без жизненной необходимости.

Рекомендации:

  • не курить, не употреблять алкоголь и наркотики;
  • готовиться к родам (правильное питание, физические нагрузки, посещение «школы матери»);
  • всегда помнить, что ребёнок в утробе матери всё слышит и различает физическое и эмоциональное состояние матери;
  • посещать женские консультации и консультироваться у акушеров-гинекологов во время беременности;
  • обязательно консультироваться у педиатра и детского невролога после родов.

2. Факторы риска в младенчестве:

  • отсутствие телесного и эмоционального контакта с матерью и другими родственниками;
  • сенсорная депривация (недостаток новых впечатлений);
  • обездвиженность (тугое пеленание, длительное пребывание в манеже или детской кроватке);
  • недостаток речевого контакта с ребёнком;
  • несоблюдение режима дня и питания;
  • избыток или недостаток впечатлений.

Рекомендации:

  • помните, что в каком психическом состоянии находится мать, в таком психическом состоянии будет находиться ребёнок, что ребёнок усваивает информацию даже тогда, когда вам кажется, что он не реагирует, и что в целом структура личности человека формируется в возрасте до трёх лет;
  • до одного года основной канал поступления информации – тактильный (осязательный), проявляющийся через движение (моторику);
  • разговаривать – человеческая речь детей завораживает, ребёнок, прежде всего, воспринимает эмоциональную окраску речи, даже если не до конца понимает её смысл;
  • нельзя повышать голос на ребёнка.

3. Факторы риска в возрасте 3–5 лет:

  • избыточная двигательная активность в сочетании с дефицитом внимания;
  • повышение внутричерепного давления;
  • злоупотребление техническим образованием в ущерб гуманитарному воспитанию;
  • неконтролируемый просмотр телевизионных программ, видеозаписей (фильмов ужасов, эротики, рекламы, мультфильмов с агрессивным поведением героев);
  • раннее приобщение к компьютерным и другим виртуальным играм;
  • потворство любым пожеланиям детей.
  • неконтролируемое поведение родителей в присутствии ребёнка.

Рекомендации:

  • контролировать информсреду ребёнка;
  • разговаривать с ребёнком на литературном языке;
  • читать сказки;
  • использовать двигательные и интеллектуальные игры;
  • не разрешать детям манипулировать родителями;
  • соблюдать баланс поощрений и наказаний;
  • совместный труд – дети любят трудиться, даже если при этом они бьют посуду;
  • не загружать ребенка «взрослыми» проблемами, которые он не в состоянии осмыслить;
  • своевременно консультироваться у детского невролога, психолога или психиатра.

4. Факторы риска в организованных детских коллективах:

  • оторванность детей от семейной среды;
  • скученность детей в помещениях детских садов;
  • агрессивные формы поведения детей и воспитателей;
  • незанятость в течение дня, особенно в ясельных группах;
  • обездвиженность детей на уроках в первых классах школы;
  • неусвоение учебного материала, что влечет за собой изоляцию в коллективе, статус «неудачника» и т. п.
Portrait of happy teens showing thumbs up

Рекомендации:

  • заранее позаботиться о выборе детского сада, затем – школы, изучив все плюсы и минусы доступных учебных заведений (при выборе детского сада следует обращать внимание прежде всего на безопасность и поддержание здоровья ребёнка, при выборе школы на педагогический состав и будущих соучеников (окружение, в котором растёт ребёнок, очень важно – это может быть особая бюджетная школа, или может быть частная школа, как, например известная в Уфе «Школа 3000», которая «отсечёт» ребёнка от общения со сверстниками из неблагополучных семей)).
  • постоянно оценивать психологическое состояние ребёнка и обсуждать с ним возникшие проблемы, даже если родители не могут изменить ситуацию.
  • наладить благожелательный контакт с воспитателями и учителями;
  • подружиться с друзьями своих детей, аккуратно воздействовать на их взаимоотношения;
  • проводить совместные семейные обсуждения как личных проблем, так и общественной и культурной жизни;
  • организовывать совместный труд, в том числе по приготовлению домашних школьных заданий, с постепенным приучением к самостоятельности;
  • чётко объяснять ребёнку его права и обязанности в семье и среди сверстников в коллективе;
  • консультироваться у детского психолога или психиатра.

5. Факторы риска в подростковом возрасте.

  • раннее и быстрое половое созревание;
  • депрессии, неврозы, личностные расстройства;
  • неудачи в дружбе и любви, дружеская или любовная зависимость;
  • рассогласование уровня притязаний и реализации своих желаний;
  • групповая зависимость как вариант искажённой социализации;
  • приобщение к маргинальным молодёжным субкультурам;
  • отсутствие эмоционального контакта с родителями в силу их «занятости» или по другим причинам.
«»

Рекомендации:

  • если в предыдущие возрастные периоды жизни ребёнка родители были внимательны, то кризис подросткового возраста пройдет без потерь;
  • помнить, что подросток, как весенняя погода, постоянно меняется и ему трудно адаптироваться не только к изменяющемуся миру, но и к собственным переменам;
  • не давать подростку оставаться одиноким, деятельно соучаствовать в его жизни;
  • не забывать, что если подросток не находит участия в семье, он может найти его «на стороне», в том числе на такой «стороне», которая вам совсем не понравится.