Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении школьника
В подростковом возрасте наиболее высока вероятность осложнений и трудностей в поведении и развитии личности. Рассмотрим некоторые факторы риска и сформулируем конкретные рекомендации.
1. Генетические факторы риска. Девиантное поведение, алкоголизм и наркомания не передаются по наследству, передается только предрасположенность к ним, проявляющаяся в:
- нарушении биохимии головного мозга;
- депрессивных расстройствах;
- расстройствах личности (психопатии);
- особенностях конституции.
Реализуется ли предрасположенность к отклонениям и болезням, в значительной степени зависит от условий среды, в которой живёт и работает человек.
Факторы риска:
- употребление психоактивных веществ во время зачатия и беременности;
- психические травмы и чрезмерные стрессы во время беременности, «нежелательная» беременность;
- патология в родах (стремительные роды, слабость родовой деятельности и др.);
- стимуляция родов, кесарево сечение, роды под наркозом без жизненной необходимости.
Рекомендации:
- не курить, не употреблять алкоголь и наркотики;
- готовиться к родам (правильное питание, физические нагрузки, посещение «школы матери»);
- всегда помнить, что ребёнок в утробе матери всё слышит и различает физическое и эмоциональное состояние матери;
- посещать женские консультации и консультироваться у акушеров-гинекологов во время беременности;
- обязательно консультироваться у педиатра и детского невролога после родов.
2. Факторы риска в младенчестве:
- отсутствие телесного и эмоционального контакта с матерью и другими родственниками;
- сенсорная депривация (недостаток новых впечатлений);
- обездвиженность (тугое пеленание, длительное пребывание в манеже или детской кроватке);
- недостаток речевого контакта с ребёнком;
- несоблюдение режима дня и питания;
- избыток или недостаток впечатлений.
Рекомендации:
- помните, что в каком психическом состоянии находится мать, в таком психическом состоянии будет находиться ребёнок, что ребёнок усваивает информацию даже тогда, когда вам кажется, что он не реагирует, и что в целом структура личности человека формируется в возрасте до трёх лет;
- до одного года основной канал поступления информации – тактильный (осязательный), проявляющийся через движение (моторику);
- разговаривать – человеческая речь детей завораживает, ребёнок, прежде всего, воспринимает эмоциональную окраску речи, даже если не до конца понимает её смысл;
- нельзя повышать голос на ребёнка.
3. Факторы риска в возрасте 3–5 лет:
- избыточная двигательная активность в сочетании с дефицитом внимания;
- повышение внутричерепного давления;
- злоупотребление техническим образованием в ущерб гуманитарному воспитанию;
- неконтролируемый просмотр телевизионных программ, видеозаписей (фильмов ужасов, эротики, рекламы, мультфильмов с агрессивным поведением героев);
- раннее приобщение к компьютерным и другим виртуальным играм;
- потворство любым пожеланиям детей.
- неконтролируемое поведение родителей в присутствии ребёнка.
Рекомендации:
- контролировать информсреду ребёнка;
- разговаривать с ребёнком на литературном языке;
- читать сказки;
- использовать двигательные и интеллектуальные игры;
- не разрешать детям манипулировать родителями;
- соблюдать баланс поощрений и наказаний;
- совместный труд – дети любят трудиться, даже если при этом они бьют посуду;
- не загружать ребенка «взрослыми» проблемами, которые он не в состоянии осмыслить;
- своевременно консультироваться у детского невролога, психолога или психиатра.
4. Факторы риска в организованных детских коллективах:
- оторванность детей от семейной среды;
- скученность детей в помещениях детских садов;
- агрессивные формы поведения детей и воспитателей;
- незанятость в течение дня, особенно в ясельных группах;
- обездвиженность детей на уроках в первых классах школы;
- неусвоение учебного материала, что влечет за собой изоляцию в коллективе, статус «неудачника» и т. п.
Рекомендации:
- заранее позаботиться о выборе детского сада, затем – школы, изучив все плюсы и минусы доступных учебных заведений (при выборе детского сада следует обращать внимание прежде всего на безопасность и поддержание здоровья ребёнка, при выборе школы на педагогический состав и будущих соучеников (окружение, в котором растёт ребёнок, очень важно – это может быть особая бюджетная школа, или может быть частная школа, как, например известная в Уфе «Школа 3000», которая «отсечёт» ребёнка от общения со сверстниками из неблагополучных семей)).
- постоянно оценивать психологическое состояние ребёнка и обсуждать с ним возникшие проблемы, даже если родители не могут изменить ситуацию.
- наладить благожелательный контакт с воспитателями и учителями;
- подружиться с друзьями своих детей, аккуратно воздействовать на их взаимоотношения;
- проводить совместные семейные обсуждения как личных проблем, так и общественной и культурной жизни;
- организовывать совместный труд, в том числе по приготовлению домашних школьных заданий, с постепенным приучением к самостоятельности;
- чётко объяснять ребёнку его права и обязанности в семье и среди сверстников в коллективе;
- консультироваться у детского психолога или психиатра.
5. Факторы риска в подростковом возрасте.
- раннее и быстрое половое созревание;
- депрессии, неврозы, личностные расстройства;
- неудачи в дружбе и любви, дружеская или любовная зависимость;
- рассогласование уровня притязаний и реализации своих желаний;
- групповая зависимость как вариант искажённой социализации;
- приобщение к маргинальным молодёжным субкультурам;
- отсутствие эмоционального контакта с родителями в силу их «занятости» или по другим причинам.
Рекомендации:
- если в предыдущие возрастные периоды жизни ребёнка родители были внимательны, то кризис подросткового возраста пройдет без потерь;
- помнить, что подросток, как весенняя погода, постоянно меняется и ему трудно адаптироваться не только к изменяющемуся миру, но и к собственным переменам;
- не давать подростку оставаться одиноким, деятельно соучаствовать в его жизни;
- не забывать, что если подросток не находит участия в семье, он может найти его «на стороне», в том числе на такой «стороне», которая вам совсем не понравится.