Как помочь ребёнку справиться с волнением на публичном выступлении?
24Янв
2021
0

Как помочь ребёнку справиться с волнением на публичном выступлении?

Чего нельзя делать?

  1. Категорически нельзя, даже разово, давать ребёнку успокоительное перед выступлением.
  2. У ребёнка ещё нет критической способности адекватной оценки своих сил, поэтому не убеждайте его, что он чемпион и «всех победит». В боевом настроении сегодня он выступит прекрасно, а завтра появится конкурент, который «скинет его с пьедестала», и всё закончится тяжёлыми переживаниями. Пусть ребёнок просто знает, что он готов, и хорошо делает свою работу, пусть старается выложиться на 100%, но помнит, что он неидеален (и это нормально!).
  3. Не усиливайте переживания ребёнка, давя на него («Тебе сейчас предстоит выступление, это так важно!»).
  4. Помните о старой мудрой поговорке: «Яблочко от яблони недалеко падает». Если родители или один из них сам боится выступать публично, то «неча пенять» на своё чадо. Дети на бессознательном уровне перенимают и положительные, и отрицательные навыки родителей. Научитесь сами справляться со своим страхом – никогда не поздно!

Что делать нужно?

  1. Крайне желательно, чтобы ребёнку был интересен материал его выступления или доклада. Помогите ребёнку с поиском источников! Например, если предстоит ответ по истории, найдите сами что-то интересное, увлекательно перескажите материал ребёнку, обсудите «вкусности» тех или иных моментов. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда – смотрите, я нарисовал, я нашёл, я узнал.
  2. Объясните ребёнку, что «не боится только покойник». У чувства страха есть полезные функции, которые проявляется в результате действия вопреки ему – закаляется сила воли, расширяется горизонт возможностей. Ни в коем случае нельзя давать себе увязнуть в страхе, как в болоте, с ним нужно либо агрессивно бороться, либо переключаться на «уход в материал».
  3. Никаких побед не бывает без тренировок. Убедитесь, что ребёнок действительно достаточно подготовился к выступлению. В конце концов, и сам ребёнок понимает, что если он готов на 100%, то ему нечего особо переживать. Боязнь определённого учителя тоже можно преодолеть, донеся до малыша мысль: «При готовности на 100%, независимо от лояльности или предвзятости педагога, твои шансы на успех существенно возрастают».
  4. Для робких деток полезно, как при обучении вождению, «наездить определённое количество часов». Просто выступать и всё – «проходя» через свой страх, каждый раз снова поднимая руку. В то же время, бессмысленно, например, готовясь дома, слишком много репетировать. Достаточно одного раза – в школе всё равно другая обстановки и другая среда. Добавляйте больше «интересности» в обучение – например, когда учите стихи, не зазубривайте их тупо, а посмотрите, что ребёнку в стихотворении нравится, что ему в нём непонятно, какая должна быть интонация, как он сам относится к автору и к теме и т. п.
  5. «Счастью не верь, а беды не пугайся!» – другая старая и мудрая поговорка, которая призывает нас не забывать о том, что нужно обязательно обсудить вариант неудачного выступления. Ребёнок должен помнить, что, если он выступит плохо, земля у него под ногами не провалится, а неудачи – норма жизни, причём норма полезная.
  6. Обратите внимание на то, как работают со становлением ораторских навыков у малышей в школе. Например, в «Школе 3000» из Кировского района г. Уфы особое внимание уделяют в том числе и развитию этого качества – там ребёнка помогут «разговорить» и выработать навык публичных выступлений.
  7. Донесите до ребёнка, что выступление – это, в первую очередь, диалог с аудиторией, пускай даже аудитория и «немая». Пускай обязательно хотя бы иногда смотрит на своих одноклассников и на учителя
  8. И главное – не мучайте малыша нереальными ожиданиями результатов «здесь и сейчас». Для формирования любого навыка нужно время!.