Жизнь ребёнка школьного возраста: типичные внутренние конфликты
25Ноя
2021
0

Жизнь ребёнка школьного возраста: типичные внутренние конфликты

Мало для кого из детей начало школьной жизни не сопряжено со стрессом, который вызывают резкие и не самые удобные перемены в его жизни. Зачастую даже если малыш перед школой ходил в детский сад, это не будет являться гарантией его лёгкой адаптации. Дискомфорт может перенестись и домой, на отношения в семье – ведь жизнь ребёнка изменилась, а все остальные живут в привычном режиме, и у него это может вызвать обиду.

Другие дети могут переживать чувства, подобные одиночеству, покинутости. Эта сторона кризиса разрешается достаточно просто. Необходимо продемонстрировать, что с началом его учёбы для всей семьи наступил качественно иной этап, отныне в семье есть школьник, что изменило её статус.

Однако, отныне проблемы для ребёнка будут возникать чаще вне семьи. Ведь ребёнок в 7 лет вынужден решать одновременно множество непривычных для него проблем. Необходимость усвоения разнообразных знаний, формирования отношений с большим количеством сверстников и взрослых, подчинения личных интересов общественным… Роль родителей в решении многих проблем оказывается гораздо ниже, чем ранее. Оказывается, что казавшиеся всесильными и всемогущими родители не всегда способны эффективно помочь. Но ведь ребёнок старше 7 лет всё ещё остаётся ребёнком, а сталкиваться порой приходится с недетскими проблемами. Как и любой кризис, этот имеет общие черты, но во многом индивидуален. Всё же, необходимо стараться сохранять контакт с ребенком.

От того, как складываются отношения с младшим школьником, часто зависит то, какими будут они в отрочестве. Период подросткового нигилизма, первых влюблённостей, разрушения стереотипов, крушения идеалов и падения авторитетов – болезненный и тяжёлый для всех.

Знаменитый советский психолог Д. Б. Эльконин утверждал, что в период 12–16 лет ведущей деятельностью человека является общение (до этого – игра, после – учебно-профессиональная и / или профессиональная деятельность). Если человек не может нормально приспособиться к ведущей деятельности, он ощущает себя отщепенцем, изгоем, живым мертвецом.

М. Г. Комиссарова отмечает: «Сложность подросткового периода, помимо гормональной бури, заключается в том, что значимость общения преувеличивается в десятки раз, по сравнению со взрослым возрастом. Это – социально-биологический феномен, то есть на него почти не влияет воспитание. Какие бы умные речи вы ни толкали своим детям о независимости и индивидуальности, но пока они подростки, они хотят одобрения сверстников, они внушаемы и пластичны для своей референтной группы, они готовы объявить родителей врагами, если те мешают им самоутверждаться в своем коллективе».

По сути, окружающие ребёнка сверстники оказывают огромное влияние на формирование его идентичности, причём это – инстинктивная программа, на которую вы никак не можете повлиять. Если же вы будете бороться с инстинктом и заставлять (даже в мягкой форме) подростка ориентироваться на себя, а не на сверстников, слушаться и брать пример с себя, а не с лидеров своего коллектива, вы получите только реакцию отторжения.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребёнка – подобрать такую школу, в которой его окружение было бы «социально безопасным», а учителя – хорошо подготовленными специалистами. Лучше заранее направить тягу ребёнка в конструктивное русло, чем потом – бороться с последствиями.

На сегодняшний день лучше всего с задачей формирования «безопасного коллектива» справляются частные школы, так как они фильтруют и отсеивают отрицательно влияющих на коллектив детей. Фильтрация происходит разными способами – далеко не только ценой, и не только детей из неблагополучных семей, ведь дети богатых родителей так же могут быть источником негативного влияния на коллектив. Например, в Уфе хорошо известна частная «Школа 3000» в Кировском районе города – у неё хорошие отзывы от родителей, многие из которых отмечают именно фактор положительного влияния сверстников на своих детей.

Единственный же общий совет, который будет максимально адекватным – постарайтесь, чтобы ваши взрослые дети могли верить вам. Это существенно повысит вероятность благополучного разрешения и этого кризиса.