Как ненавязчиво говорить с ребёнком о его школьных делах
25Ноя
2021
0

Как ненавязчиво говорить с ребёнком о его школьных делах

Во многих семьях, где есть дети младше- или среднеклассники, часто звучит один и тот же вопрос. Когда ребята приходят домой, то слышат от мамы или папы: «Ну, как прошёл твой день в школе?». Нередко это заканчивается односложным ответом, из которого невозможно ничего понять. Как же мотивировать ребёнка более полно рассказать вам о его школьных буднях?

Первое, о чём надо помнить – вполне возможно, что за день в школе ничего действительно интересного или важного не произошло. Тут много зависит от самой школы: если ребёнок учится в школе вроде частной «Школы 3000» в Уфе, наверняка у него что-то особенное будет случаться каждый день. Но не все школы могут таким похвастать.

Ниже перечислены вопросы, формулировки которых привлекательны для ребёнка, не «грузят» его и не создают ощущение вашей чрезмерной опеки. Конечно, эти вопросы не идеальны, но по крайней мере помогут вам получить больше нужной и полезной информации от ребёнка, а некоторые из них, скорее всего, даже спровоцируют интересный и продуктивный диалог.

  1. «Что было самым лучшим из того, что произошло сегодня в школе?» («Что было самым худшим из того, что произошло сегодня в школе?»).
  2. «Расскажи, что заставило тебя сегодня рассмеяться».
  3. «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?» («С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой? Почему?»).
  4. «Какое самое крутое место в школе?».
  5. «Какое странное слово ты услышал сегодня?» (или «что-то странное, что было кем-то сказано»).
  6. «Если сегодня вечером я позвоню твоему учителю, что он расскажет о тебе?».
  7. «Ты помог сегодня кому-нибудь?».
  8. «Кто-нибудь помогал сегодня тебе?».
  9. «Расскажи о каком-то новом факте, о котором ты узнал сегодня».
  10. «В какой момент дня ты чувствовал себя счастливее всего?».
  11. «Когда тебе стало скучно сегодня?».
  12. «Если бы сегодня прямо в твой класс прилетели инопланетяне на космическом корабле и захотели кого-нибудь забрать с собой, кого бы ты им посоветовал? Почему?».
  13. «С кем бы ты хотел поиграть на большой перемене из тех детей, с кем раньше не играл?».
  14. «Расскажи мне о чём-нибудь хорошем, что произошло сегодня».
  15. «Какое слово чаще всего произносил сегодня учитель?».
  16. «Как ты думаешь, над чем тебе нужно поработать в школе или чему научиться, что успевать осваивать программу?».
  17. «Как ты думаешь, над чем тебе нужно меньше работать или что можно меньше учить в школе?».
  18. «К кому в классе ты мог бы относиться лучше?».
  19. «Где ты чаще всего играешь на большой перемене?».
  20. «Кто в вашем классе самый смешной? Что в нём/ней такого смешного?».
  21. «Что было самым вкусным из того, что вам сегодня давали на обед?».
  22. «Если бы завтра ты стал учителем, то что бы ты сделал?».
  23. «Есть ли в классе ребята, которые не успевают за всеми и которым необходимо чаще отдыхать?».
  24. «Если бы ты мог поменяться местами с кем угодно в классе, кто бы это был? Почему?».
  25. «Расскажи о трёх разных сегодняшних случаях в школе, когда тебе пришлось пользоваться карандашом».

Дети часто дают интересные ответы на вопросы 12, 15 и 21.

Такие вопросы, как 12, позволяют детям без страха и опасений рассказать о том, кого они считают лишним в своём классе, и дают родителям возможность обсудить те причины, по которым ребёнку не нравится тот или иной его одноклассник, обнаруживая при этом проблемы, о которых ранее не было известно.

Ответы, которые родители получают на свои вопросы, иногда просто удивительны. Например, на вопрос 3 вы можете услышать, что ребёнок больше не хочет сидеть за одной партой со своим лучшим другом – не из желания повредничать или похулиганить, а в надежде поближе познакомиться с другими детьми и подружиться с ними.

Иногда нам просто стоит придумать правильные вопросы и задать их нашим детям. Некоторые вопросы кому-то из них подойдут больше, а кому-то меньше. Но вы ведь имеете право и хотите знать, что происходит в их жизни, и стремитесь оказывать им своевременную помощь. Поэтому спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте.

По мере того как дети вырастают, приходится прикладывать всё больше и больше усилий, чтобы сохранять с ними должную взаимосвязь, но такие усилия необходимы и всегда оправданы.