Как ненавязчиво говорить с ребёнком о его школьных делах
Во многих семьях, где есть дети младше- или среднеклассники, часто звучит один и тот же вопрос. Когда ребята приходят домой, то слышат от мамы или папы: «Ну, как прошёл твой день в школе?». Нередко это заканчивается односложным ответом, из которого невозможно ничего понять. Как же мотивировать ребёнка более полно рассказать вам о его школьных буднях?
Первое, о чём надо помнить – вполне возможно, что за день в школе ничего действительно интересного или важного не произошло. Тут много зависит от самой школы: если ребёнок учится в школе вроде частной «Школы 3000» в Уфе, наверняка у него что-то особенное будет случаться каждый день. Но не все школы могут таким похвастать.
Ниже перечислены вопросы, формулировки которых привлекательны для ребёнка, не «грузят» его и не создают ощущение вашей чрезмерной опеки. Конечно, эти вопросы не идеальны, но по крайней мере помогут вам получить больше нужной и полезной информации от ребёнка, а некоторые из них, скорее всего, даже спровоцируют интересный и продуктивный диалог.
- «Что было самым лучшим из того, что произошло сегодня в школе?» («Что было самым худшим из того, что произошло сегодня в школе?»).
- «Расскажи, что заставило тебя сегодня рассмеяться».
- «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?» («С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой? Почему?»).
- «Какое самое крутое место в школе?».
- «Какое странное слово ты услышал сегодня?» (или «что-то странное, что было кем-то сказано»).
- «Если сегодня вечером я позвоню твоему учителю, что он расскажет о тебе?».
- «Ты помог сегодня кому-нибудь?».
- «Кто-нибудь помогал сегодня тебе?».
- «Расскажи о каком-то новом факте, о котором ты узнал сегодня».
- «В какой момент дня ты чувствовал себя счастливее всего?».
- «Когда тебе стало скучно сегодня?».
- «Если бы сегодня прямо в твой класс прилетели инопланетяне на космическом корабле и захотели кого-нибудь забрать с собой, кого бы ты им посоветовал? Почему?».
- «С кем бы ты хотел поиграть на большой перемене из тех детей, с кем раньше не играл?».
- «Расскажи мне о чём-нибудь хорошем, что произошло сегодня».
- «Какое слово чаще всего произносил сегодня учитель?».
- «Как ты думаешь, над чем тебе нужно поработать в школе или чему научиться, что успевать осваивать программу?».
- «Как ты думаешь, над чем тебе нужно меньше работать или что можно меньше учить в школе?».
- «К кому в классе ты мог бы относиться лучше?».
- «Где ты чаще всего играешь на большой перемене?».
- «Кто в вашем классе самый смешной? Что в нём/ней такого смешного?».
- «Что было самым вкусным из того, что вам сегодня давали на обед?».
- «Если бы завтра ты стал учителем, то что бы ты сделал?».
- «Есть ли в классе ребята, которые не успевают за всеми и которым необходимо чаще отдыхать?».
- «Если бы ты мог поменяться местами с кем угодно в классе, кто бы это был? Почему?».
- «Расскажи о трёх разных сегодняшних случаях в школе, когда тебе пришлось пользоваться карандашом».
Дети часто дают интересные ответы на вопросы 12, 15 и 21.
Такие вопросы, как 12, позволяют детям без страха и опасений рассказать о том, кого они считают лишним в своём классе, и дают родителям возможность обсудить те причины, по которым ребёнку не нравится тот или иной его одноклассник, обнаруживая при этом проблемы, о которых ранее не было известно.
Ответы, которые родители получают на свои вопросы, иногда просто удивительны. Например, на вопрос 3 вы можете услышать, что ребёнок больше не хочет сидеть за одной партой со своим лучшим другом – не из желания повредничать или похулиганить, а в надежде поближе познакомиться с другими детьми и подружиться с ними.
Иногда нам просто стоит придумать правильные вопросы и задать их нашим детям. Некоторые вопросы кому-то из них подойдут больше, а кому-то меньше. Но вы ведь имеете право и хотите знать, что происходит в их жизни, и стремитесь оказывать им своевременную помощь. Поэтому спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте.
По мере того как дети вырастают, приходится прикладывать всё больше и больше усилий, чтобы сохранять с ними должную взаимосвязь, но такие усилия необходимы и всегда оправданы.