Что делать, если у школьника в первом классе нет друзей
Не все дети обладают способностью легко адаптироваться к новым реалиям своей жизни. Это – не вопрос воспитания, это больше зависит от глубоко индивидуальных факторов: темперамента малыша, особенностей формирования нейронных связей и т. д. Если ребёнок с трудом принимает перемены, то родители в любой момент рискуют от него услышать, например, насчёт школы: «Я больше туда не пойду!». Может быть и другая крайность – малыш окажется в настолько подавленном состоянии, что замкнётся в себе. Что же делать в таком случае?
Главное – помнить, что отношения вашего ребёнка с коллективным «классом» – это отношения двух субъектов, и нужно рассмотреть оба из них. Прежде чем анализировать поведение малыша, посмотрите на класс, в котором он учится. Влияние класса очень важно, поэтому так же важно удачно подобрать школу, в которой ребёнок будет учиться. Для живущих в Уфе можно посоветовать частную «Школу 3000» в Кировском районе – там ребёнка примут в действительно хороший коллектив, за взаимоотношениями внутри которого наблюдают компетентные и опытные учителя.
В любом случае, для ребёнка первый класс – это новый коллектив, новые люди вокруг, новые дети и, совершенно возможно, что нет новых друзей.
Конечно, ребёнок чувствует себя неуверенно, а порой и одиноко, когда приходит в класс, полный незнакомых новых лиц, и не знает, как себя там вести. Но можно помочь ребёнку найти новых друзей. Для того, чтобы установить какие-то новые контакты и привыкнуть к школе. Чтобы ребёнок чувствовал себя там более комфортно и более уверенно.
Если малыш с детства не привык устанавливать новые контакты, ему может быть сложно это сделать в первом классе. Поэтому ещё до школьного процесса, идеально оказывать помощь ребёнку в установлении новых контактов. Приходя на новую детскую площадку, можно подсказать, как нужно знакомиться с детками, проговаривая конкретные фразы. Это должны быть простые фразы, которые должен понимать и знать ребёнок, чтобы, не стесняясь, устанавливать новые контакты («Привет, а как тебя зовут?», «Давай играть вместе» и т. п.). Так же хорошо помогают совместные игры. Можно взять две машинки и разыграть сценку знакомства, потом общения этих двух машин. В ролевых, игровых моделях, показывая ребёнку, как правильно, как допустимо, в каких фразах, выражениях знакомиться и устанавливать новые контакты.Неплохо бы почаще обсуждать с ребёнком, как вообще он воспринимает окружающих людей – как взрослых, так и детей. Что он может сказать о них, что думает после общения с ними. Дети должны уметь анализировать – чем тот или иной человек понравился или, наоборот, не понравился, захотел бы ребёнок снова общаться с этими людьми.
Если у ребенка нет тесных контактов в школе, это не беда. Ведь помимо школьных друзей могут быть друзья по интересам. В таком случае необходимо помочь найти такие увлечения. Посещать кружки, какие-то секции. Можно записаться в несколько секций или кружков, тогда возможность чем-то увлечься возрастёт в несколько раз. Такие друзья даже лучше – интерес сплачивает детей сильнее, чем когда дети просто проводят вместе много времени. Дружба – это такое чувство, которое не появляется само собой.
Поэтому необходимо помочь найти свой интерес, и уже через него – тех самых друзей.