Особенности изучения английского языка на разных этапах школьного возраста
25Май
2022
0

Особенности изучения английского языка на разных этапах школьного возраста

Несмотря на любые политически обусловленные ограничения и санкции, государственные границы в современном мире всё равно остаются достаточно открытыми: не так уж сложно уехать за границу по программе студенческого обмена, учиться в иностранном университете или даже работать в другой стране. Но всё это возможно только при отсутствии языкового барьера. Самым распространенным международным языком является, конечно же, английский. Именно поэтому его курсы с каждым годом становятся всё более популярными, в них принимают участие не только взрослые, но и подростки, и даже дошкольники.

Почему так важно изучать английский язык в школьном возрасте?

По мнению преподавателей и лингвистов, которое подтверждают и врачи, чем раньше изучается иностранный язык, тем эффективнее и результативнее его применение. Навыки устной и письменной речи у детей ещё формируются, их восприятие сильнее, а память более цепкая и глубокая, чем в зрелом возрасте – поэтому детство наиболее благоприятно для изучения иностранных слов и грамматических правил. Можно сказать, что усвоение английского языка в детстве для самого ребёнка так же естественно, как и изучение родного языка. Также было доказано, что дети, которые начинают изучать иностранный язык в раннем возрасте, более развиты в других областях, чем дети, знающие только один язык.

Исследователи из Лундского университета (Швеция) провели эксперимент, чтобы доказать, что изучение иностранного языка стимулирует рост гиппокампа – части лимбической системы мозга, отвечающей за консолидацию памяти и удержание внимания. Добровольцы активно изучали язык чуть больше года, в то время как вторая контрольная группа изучала другие предметы. МРТ-сканирование участников исследования показало, что мозг второй группы остался без изменений, в то время как у первой группы «увеличился» гиппокамп.

В настоящее время почти во всех школах иностранный язык (чаще всего английский) преподается с первого года поступления в школу. Однако необходимо учитывать, что английский для пятиклассников и английский для десятиклассников – это абсолютно разные предметы с точки зрения способа и формы обучения. Каждая возрастная группа имеет свои особенности и скорость усвоения информации, свой способ восприятия и запоминания.

Дети средней школы

В возрасте 10 лет дети начинают понимать мир, не только воспринимать его, но и анализировать. Изучение английского языка для школьников теперь уже не игра, а серьёзное занятие. Именно тогда грамматика и правила употребления слов могут быть усвоены исключительно хорошо. Скорость и беглость чтения также улучшаются, особенно если основы языка были заложены в детстве. На уровне средней школы эффективны методы погружения, коммуникативные навыки и переход от игрового к более серьёзному и аналитическому подходу. 11–13-летние подростки с удовольствием участвуют в проектной деятельности и принимают участие в различных спектаклях, которые легко осуществить даже в небольших группах из 8–12 учеников. Для развития навыков письма используется грамматико-переводной метод.

Старшеклассники

Многие учителя и родители сталкиваются с резким снижением успеваемости ребёнка и его интереса к учёбе в этом возрасте. Поэтому очень важно, чтобы на уроках иностранного языка учителя умели мотивировать детей и показать им, что эта работа принесет результаты. В старших классах дети занимаются исследовательской и проектной деятельностью самостоятельно или в группах и уже могут общаться на английском языке с той или иной степенью свободного владения им. Метод общения при помощи общения с зарубежными сверстниками через Интернет становится всё более популярным в последние годы.

Кроме того, в последние годы обучения в школе многие подростки готовятся к экзаменам по английскому языку. Для подготовки к ним также используются различные специальные методы. К сожалению, школьные учителя, как правило, сосредоточены только на экзаменационных заданиях, а навыки письма и говорения не развиваются должным образом, хотя 15–16-летние подростки могут достичь среднего и продвинутого уровня, и могли бы это сделать, если бы изучали предмет более углублённо.

В этой связи приобретает особую значимость та школа, в которой учится ребёнок, и грамотность его учителей. Есть школы с особым подходом к изучению английского языка, показавшие свою эффективность. Например, частная «Школа 3000» (г. Уфа) – родители отмечают качественное преподавание английского для детей младшего школьного возраста, а сами дети демонстрируют бо́льшую степень владения языком, чем их сверстники из других местных школ.