Что такое дисграфия? Как помочь школьнику с такой проблемой?
25Май
2022
0

Что такое дисграфия? Как помочь школьнику с такой проблемой?

Дисграфия – это особенность, при которой человеку трудно писать и, соответственно, учиться этому навыку. Однако есть советы и хитрости, которые могут облегчить таким детям обучение в обычном классе.

Учителя почти ничего не знают о дисграфии – но это не их вина, поскольку никто их этому не учил. В мире насчитывается около 20% дисграфиков. Говорят, что их число растёт. Это может быть связано с тем, что ранее эта особенность не была известна. Это начали понимать только около 45-50 лет назад.

В некоторых школах к этой проблеме подходят более современно, привлекая в штат соответствующих специалистов. Как правило, речь идёт о частных школах. Например, известная в Уфе частная «Школа 3000» (Кировский район) имеет в своём штате «специалиста по спецподготовке», который обязательно обратит внимание и учителей, и родителей на то, что у ребёнка есть проблемы, и сможет вовремя дать соответствующие рекомендации.

Но так – к сожалению, не везде, поэтому родителям нужно больше «бдительности». Важно понимать простую вещь, которая, по сути, является корнем проблемы – дети используют образы, чтобы думать о чём-то, дети с графическими трудностями также, как и все, учат язык через образы (когда они ещё маленькие и не умеют писать). Мать говорит: «Закрой дверь». Затем дверь закрывается (т.е. показывается). Это изображение. Когда ребёнок учится читать, он сталкивается с символами (буквами). Ему трудно. Но он всё равно неосознанно пытается читать. Например, написано: «Люди делают шаг за шагом по дороге». Малыш на основе визуального опыта понимает, как дверь можно «закрыть». А как выглядит «шаг за шагом»? У ребёнка нет объяснения этому.

По сути, его мозг начинает бороться за то, чтобы вытащить этот образ наружу, а его там нет. Другой ребёнок – читает дальше, и также пытается найти изображение. В результате ребёнок тратит много энергии: он устаёт и отвлекается, например, на птицу. Именно поэтому дисграфия всегда сопровождается синдромом дефицита внимания. Затем ему говорят: «Ты не можешь писать, потому что невнимательный, суетливый и вообще ленивый». … Но правда в том, что люди с графическими нарушениями не ленивы, они пахари, потому что нам достаточно прочитать текст один раз, чтобы понять его, а человеку с графическими нарушениями нужно прочитать его десять раз.

Есть некоторые особенности в почерке, которые показывают, что у школьника есть проблемы с письмом. Однако важно не забывать, что учителя – не врачи, и они не ставят диагноз. Но они видят некоторые признаки.

Синдром дефицита внимания – один из них. Однако дисграфия, как таковая, тесно связана с тремя другими «нарушениями»: дислексией, диспраксией и дискалькулией.

  • Дислексия – это проблема с пониманием языка.
  • Дискалькулия – это состояние, при котором наблюдаются явные проблемы с числами: запоминание, запись и вычисление.
  • Диспраксия – это отсутствие пространственной ориентации или двигательной координации. Вот почему некоторые дети не могут поймать мяч с расстояния двух метров. Они хотят это сделать, но не могут мысленно рассчитать расстояние и траекторию полёта мяча. Такие дети также натыкаются на углы мебели, даже если им кажется, что они её обходят.

Почти никто из людей с графической инвалидностью не может завязать шнурки на ботинках. Это может показаться простым, но в то же время сложным. Если у нас нет кроссовок и шнурков – как мы объясним, как завязывать шнурки? Как ребёнок учится завязывать шнурки? Он смотрит, как вы это делаете, а затем повторяет. Иногда он придумывает свой собственный способ завязать узел. Но для графологии это сложная операция, поскольку она состоит из нескольких одновременных движений.

Во всех из них (дисграфия, дислексия, дискалькулия, диспраксия) в качестве следствия добавляется синдром дефицита внимания. Это означает, что человек с дисграфией обязательно будет иметь какие-то из остальных проблем.

Окончательный вывод о том, что у ребёнка дисграфия, может быть сделан в первой половине второго года обучения. Это время, когда ребёнок должен развивать навыки письма. В первом классе, когда дети только начинают писать, мы можем допускать ошибки.

Каковы признаки дисграфии?

  1. «Отставание в развитии» через почерк. Характерный пример – когда ребёнок не может прочертить от руки более-менее прямую линию вверх/вниз или влево/вправо.
  2. Различные размеры букв. Большие, маленькие, круглые, квадратные, треугольные, остроконечные – все в одном тексте.
  3. Отсутствие пробелов между словами или, наоборот, пробелы между слогами. Такие дети не понимают, где начинается слово и где оно заканчивается. Опять же – таким образом мозг проецирует расстройство.
  4. Пунктуация – или её отсутствие, или наличие после каждого слова. Ребёнок знает, что нужно где-то ставить запятые и точки, но не знает где. Поэтому он ставит их везде.
  5. Иногда встречается зеркальное отображение букв. Это происходит почти со всеми детьми, когда они только учат алфавит. До 6 лет это нормальное явление. Но после 6 лет дети должны запомнить правильное написание букв и цифр.
  6. Нелогичные ошибки. Например, когда вместо того, чтобы написать «домашнее задание», малыш пишет «надомная работа».

Как облегчить обучение школьников с графическими проблемами?

У западных экспертов есть простые рекомендации по преодолению графических расстройств в общеобразовательных школах. Вот способы, которые могут помочь.

  1. Разбейте большую задачу на более мелкие. Например, есть такое задание: «Прочитайте текст, подчеркните существительные и вставьте пропущенные буквы». Т. е. в одном задании их одновременно три. Для учащихся с трудностями задание должно быть сформулировано следующим образом: Пункт 1 – «прочитайте текст», и всё. Он читает текст. Затем Пункт 2 – «вставьте пропущенные буквы» – ребёнок их вставляет. И Пункт 3 – «подчеркните существительные». Так ему будет легче справиться с этой задачей.
  2. Лучше всего сопровождать задание визуализацией, т. е. изображениями. Чтобы помочь мозгу ребёнка разобраться во всем этом.
  3. Задания вроде тех, в которых ребёнок должен «выбрать один из пяти вариантов», являются табу. Максимум три варианта (да и то с трудом). Лучше – два.
  4. Важно использовать разные шрифты, чтобы выделить то, что важно (т. е. дать разные образы). Например, в задании важно выучить несколько слов. Это предложение следует выделить другим шрифтом: «Прочитайте текст и запомните слово». Этот выделенный образ станет для ребёнка маркером, облегчающим восприятие.

При работе с учениками, испытывающими языковые трудности, коррекционные психологи в первую очередь стремятся дать детям образы тех слов, для которых нет прямого визуального образа – вроде пресловутого «шаг за шагом».

Израильские психологи утверждают, что ребёнку легче выучить стихотворение, вылепив его словами из глины, чем читая его из книги. Они также формируют изображения таким же образом. Например, «Поезд прошёл под мостом». Чтобы понять это, один ребёнок слепил из глины модель моста, поезда, и «провёз» его под мостом. Таким образом, они формируют представление о том, что значит быть «под». И когда он встречает в тексте слово «под», он сразу же рисует этот образ. Это под мостом, а это под столом. То же самое относится и ко всем другим предлогам.