Адаптация ребёнка к школе с учётом типа его темперамента
10Июн
2022
0

Адаптация ребёнка к школе с учётом типа его темперамента

Ни для кого не секрет, что начало школьной жизни – это новый и важный этап для каждого ребёнка. Родители и учителя могут помочь пройти этот этап относительно безболезненно, если будут учитывать тип темперамента ребёнка. Конечно, главная роль в этом вопросе принадлежит родителям, ведь в среднем в классе около 25 учеников, и в этом случае учитель начинает больше ориентироваться на конкретного среднего ученика, чем на индивидуальные особенности каждого.

Бывают школы со специальными программами адаптации для детей – как правило, частные. Например, частная «Школа 3000» из города Уфа проводит спецподготовку к школе 2 раза в неделю, которую ведут грамотные и опытные учителя. К сожалению, такая практика до сих пор мало где распространена.

Как правило, легче всего начинают школьную жизнь сангвиники. Дети с таким темпераментом уравновешены, веселы, активны, любопытны, быстро усваивают новый материал и быстро забывают свои неудачи, поэтому они часто становятся лидерами в коллективе. Однако им сложно долго концентрироваться на одном деле (с возрастом, как правило, эта черта исправляется). Задача родителей детей с таким темпераментом заключается в том, чтобы придать жизни ребёнка соответствующий ритм и следовать строгому распорядку. Это приведёт к тому, что ребёнок станет более дисциплинированным и сосредоточенным.

Труднее приходится деткам-холерикам, зачастую конфликтным и неуравновешенным. Спокойствие – главный залог управления темпераментом такого ребёнка. Агрессия, гнев, бурные эмоциональные всплески ребёнка – это следствие структуры его нервной системы, и родители должны понимать это и реагировать соответствующим образом, а не ругать, кричать или самим заводиться. Такой ребёнок может создавать публичные скандалы, чтобы добиться нужного эффекта, и в этом случае не стоит поддаваться на провокации. Когда сильная эмоциональная вспышка утихнет, вы должны спокойно обсудить с ребёнком его поведение и проблему.

Маленьких флегматиков, как правило, легче отличить от остальных – по вялости, слабости, избеганию сверстников и «шумных вечеринок». Следует обратить пристальное внимание на то, насколько хорошо они адаптируются в школе. Часто флегматики обладают хорошей памятью, но школьные правила им не подходят, так как темп учёбы иногда мешает им проявить себя. Когда нужен быстрый ответ на вопрос учителя, флегматичный человек найдёт ответ, но на это уйдёт чуть больше времени; не требуйте от него скорости – он совсем не отсталый, просто так устроена его нервная система. Родители детей-флегматиков должны знать об особенностях своих детей, чтобы не укладывать их спать рано ночью и чтобы прохладные водные процедуры не мешали утром. Иногда флегматичному ребёнку полезно устроить встряску, но не в истерическом тоне, а просто в спокойном, немного громче обычного, чтобы отвлечь его от мыслей.

Ребёнок должен постепенно привыкать к временным ограничениям: давая определённое задание, следует сразу же установить временные рамки. Есть опасность, что из-за большого количества материала, заданного на дом, ребёнок не успеет сделать урок тщательно, и тогда свойственное ему сомнение превратится в чувство неполноценности. Своевременное внимание и помощь родителей помогут такому ребёнку справиться со своими особенностями, и, прежде всего, он не должен зацикливаться на своих неудачах.

Наконец, дети-меланхолики очень чувствительны, живут в своём собственном мире, мало общаясь со сверстниками. Родители таких детей должны быть спокойны и полностью принимать особенности своего отпрыска. Такие дети очень чувствительны, и важно не повышать на них голос. А вот творческие занятия, требующие «тонкой душевной организации» (музыка, рисование, вышивание и т. п.), ему только на руку – это поможет ребёнку выразить себя и научит его быть трудолюбивым. Задача учителя или родителя не требовать быстрых и мгновенных ответов, а дать ему возможность почувствовать, что он заслуженно добился успеха, похвалив его достижения. К критике следует относиться очень осторожно – она должна быть больше похожа на совет, сфокусированный на способностях ребёнка, чем на обсуждение неудач.

Гораздо важнее, чем тип темперамента, чтобы родители сами понимали особенности своего ребёнка и становились его союзником и другом в трудные периоды жизни, а не превращались в тиранов-критиканов, которые не только не помогают ребёнку адаптироваться к школе, но и делают жизнь в стенах дома невыносимой.