Проблемы одарённых детей в школе
12Авг
2022
0

Проблемы одарённых детей в школе

Одарённые дети – это не только отрада для сердец их родителей. Их незаурядность может стать причиной многих проблем в школе.

Одарённого ребёнка отличают яркие, очевидные, порой выдающиеся достижения в каком-либо виде деятельности.

Нестандартные дети имеют высокие показатели интеллекта, оригинальное творческое мышление и богатое воображение, стремятся к знаниям и чрезвычайно любопытны.

Дети с академической (отличные способности к обучению) и другими видами одарённости обладают отличной памятью, способны постоянно концентрироваться, ориентированы на достижение цели, имеют большой словарный запас и получают удовольствие от сложных интеллектуальных задач. Они выделяются благодаря своим талантам и воспитанию в своих семьях. Однако проблемы в школе для них – такая же не редкость, как и для всех других детей.

Несоответствие между учебной программой (стандартизированной тем или иным образом) и способностями ребёнка становится причиной неприятия самой учебной системы. Ребёнку скучно в классе, потому что он усваивает материал гораздо быстрее других учеников и не имеет возможности заниматься чем-то ещё.

Одарённым детям трудно идти на компромисс: требуя высоких стандартов от себя, они требуют того же и от других. Если окружающие «не дотягивают» до их уровня, они становятся незаинтересованными в общении с окружающими детьми. Это приводит к проблемам с учителями и одноклассниками.

Стремясь к совершенству, одарённые дети часто боятся любой неудачи и чрезмерно критичны к себе. Следствием неудовлетворённости собой является низкая самооценка.

Нередко детей с огромными способностями одолевает «звёздная болезнь».

У них есть основания чувствовать своё превосходство над другими, но они эгоистично забывают, что многие качества окружающих их людей также достойны уважения. А их сверстники очень чувствительны к снисходительному, а иногда и пренебрежительному отношению.

Отсутствие общих интересов часто становится барьером в общении между одарёнными детьми и их сверстниками.

Нестандартные дети решают «мирские проблемы», часто предпочитая тайны Вселенной физическому развитию. А сверстники любят футбол и простые, дружеские вечеринки.

Часто неинтеллектуальные дети предпочитают общаться со взрослыми, потому что общение со сверстниками не удовлетворяет их внутренние потребности. Требуя от взрослых большего внимания и признания своих талантов, эти особенные дети часто надоедают учителям.

Что делать родителям одарённых детей, если одарённость их ребёнка вызывает проблемы в школе?

Прежде всего, не стоит критиковать и ворчать по поводу того, что он не вписывается в общество. Лучше всего – снять школьнику его «корону» и приучить к мысли, что не все люди «глупые» и что в каждом можно найти что-то хорошее, если захотеть. Главное – он должен понимать, что он – такой же, как другие люди, просто все люди разные. Не обязательно быть умным, чтобы ухаживать за больной сестрой, заводить щенка или уметь отлично готовить. Детей следует учить уважать окружающих их людей.

Необычные способности ребёнка можно направить в полезное русло, чтобы зависть одноклассников переросла в признание его способностей. Это может быть школьный конкурс, КВН, общественное мероприятие. В этом случае подойдёт школа, где проходит много внеклассных мероприятий. Например, в г. Уфа есть частная «Школа 3000», которую мы можем выделить. В «Школе 3000» дети имеют возможность получить достаточно большой объём внеклассных «интересностей» – секцию шахмат, кукольный театр, экспозицию музея бабочек, интересные экскурсии и многое другое.

К одарённому ребёнку нужно относиться с теплотой и доверием и помогать ему реализовать свои способности.

Нужно постараться найти круг знакомых, чтобы он не чувствовал себя изгоем (художественная школа, музыкальная школа, шахматный клуб и т. д.).

Не стоит лишать ребёнка чувства собственного достоинства, но необходимо корректировать его поведение в случае конфликта в школе: социальная жизнь неизбежна. Умение находить компромиссы не унижает, а позволяет ему или ей избежать любых проблем социализации.