Советы в помощь родителям школьника-интроверта
Представляя себе своего будущего малыша, почти все потенциальные родители видят его общительным, веселым, открытым. Но жизнь вносит свои коррективы. Каждый человек индивидуален, и это прекрасно. Разве интересно было бы, если вы все люди были улыбчивыми, легко идущими на контакт экстравертами? К сожалению, родители ребенка-интроверта часто не понимают его потребностей и сталкиваются с трудностями при переводе своего чада из садика в школу. Несколько советов им в помощь – в этой статье.
Когда ребенок достигает школьного возраста и родители определили, что их будущий первоклассник – интроверт, им необходимо тонко подойти к выбору школы. Это должно быть демократичное, не «палочное» учреждение со здоровой атмосферой. Ваш ребёнок должен познакомиться с учителями и самой школой до 1 сентября. Он должен адаптироваться к школе, чтобы не было проблем в отношениях между учителями и учениками. Замкнутому ребёнку предстоит ещё много работы в плане взаимоотношений в классе.
У интровертов – большое «личное пространство». Если оно нарушается, ребёнок может впасть в глубокую депрессию. К нему нельзя близко приближаться, брать с его парты предметы и трогать его самого.
Ученик-интроверт иногда не сможет участвовать в совместных праздниках, отвечать на вопросы у доски или выступать перед классом.
Застенчивые дети довольно быстро устают от шума и толпы: они не могут сосредоточиться и становятся чрезмерно тревожными.
Интровертам трудно заводить друзей: совместная работа в парах и группах может быть сложной. Современные школьные методы подразумевают в том числе работу над коллективными проектами. Дети, которые привыкли всё делать самостоятельно, могут с трудом воспринимать новые правила.
Школьникам-интровертам надо давать больше времени для обдумывания какого-либо вопроса, но решив задачу, они дают четкий, краткий и точный ответ. Многословностью дети не отличаются. Об этом надо предупредить учителя.
Очень важную роль, конечно, играет учитель ребёнка-интроверта. Он может как помочь ему в адаптации к школе и коллективу, так и помешать этому. Если интроверт не доверяет и не верит в своего учителя, то, скорее всего, это не та школа, которая ему нужна.
Лучше – заранее позаботиться о том, чтобы учителя ребёнка были опытными в педагогике специалистами, подобрать соответствующую школу. Например, частная «Школа 3000» (г. Уфа) имеет в своём штате опытный преподавательский состав, действительно сильных учителей, с которыми можно познакомиться и всегда быть на связи.
Конечно, с высокой долей вероятности 1 сентября будет напряжённым днём для ребёнка-интроверта: слишком много утомительного. Родители должны сначала привести своего ребёнка-первоклассника в школу, чтобы он привык к громкой музыке и декорациям в классе. Дети легче переносят толпу, если она постепенно собирается вокруг школы. Спокойный малыш, скорее всего, испугается, если его подвести прямо к линии.
У интровертов очень богатое воображение: они хорошо рисуют, делают аппликации и лепят модели из глины и грязи. Можно использовать эти способности: хорошо бы привлечь ребёнка к праздничному оформлению класса.
Сам ребёнок, скорее всего, не будет знакомиться с другими детьми. С ними его должен познакомить учитель. Ребёнок и его учитель могут разыграть сценарий, в котором класс готовится к 1 сентября, а ученики приветствуют друг друга. Первоклассники играют роль гостеприимных хозяев.
Застенчивый ребёнок заведет друзей через несколько месяцев. Он может определить одноклассника, который ему интересен.
Если впереди – ответы у доски либо декламирование стихотворения, то интроверта лучше спросить первым: с одной стороны, нельзя торопить его, с другой – можно подбодрить, помочь прочитать первую строчку. Кроме того, в этом случае ему будет пока что «не с чем сравнивать» – не появится страха перед тем, что другие дети раскрепощены и уверены в себе, а он нет.
Дети в классе быстро привыкают к мысли, что в коллективе есть одинокий человек, который не играет с ними на перемене и не участвует в совместных проектах. Тихого ребёнка следует постепенно приучать к работе с другими детьми.
Работа в совместном проекте требует чёткого разделения ролей в группе. Например, ребёнку-интроверту можно дать задание нарисовать загадки с картинками. Учитель должен показать значимость и важность этого задания. Картинки будут хорошо сделаны, детям понравится, и они легко придумают загадку для картинки, назовут её и защитят проект перед классом. Если это делать регулярно, ученики поймут, что в классе есть местная звезда – художник, и все захотят с ним работать (но не всем повезёт!).
Если же ребёнок-интроверт уже привык к школе, учителям и детям, то смена обстановки может его расстроить. Помните и об этом тоже.