В каком возрасте лучше всего начинать изучать английский?
05Ноя
2022
0
В каком возрасте лучше всего начинать изучать английский?

В каком возрасте лучше всего начинать изучать английский?

В современном мире знание иностранного языка необходимо каждому образованному человеку. Поэтому изменился возраст начала обучения – если раньше дети начинали учить иностранный язык в школе, то сейчас его внедряют в детские сады. На самом деле, многие родители считают, что их сын или дочь должны начинать учить английский язык как можно раньше.

В то же время, многие лингвисты и психологи настаивают на том, что «не всё так однозначно». С какого же именно возраста стоит начинать? Давайте рассмотрим подробнее.

Мнения по этому вопросу весьма противоречивы. Кто-то боится «опоздать», а кто-то не хочет отнимать у ребёнка детство. И всё же учителя, лингвисты и психологи всё чаще говорят о том, что не существует оптимального возраста для начала изучения английского языка – для каждого отдельного ребёнка он разный. Самое главное, на что все обращают внимание, это чтобы ребёнок получал удовольствие от процесса изучения языка.

В последние годы среди родителей появилось странное увлечение. Ребёнка стараются погрузить в иноязычную среду с раннего возраста. Но стоит ли пытаться научить двухлетнего ребёнка английскому языку? Сторонники этой позиции утверждают, что ребёнок выучит язык, подражая своему учителю. То есть он будет неосознанно повторять иностранные слова до тех пор, пока они не отложатся в его памяти. Но это возможно только тогда, когда дети находятся в иноязычной среде каждый день в течение длительного времени. Такое изучение иностранного языка вряд ли можно назвать осознанным.

«В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое – принести неисправимый вред. От искажённого произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой плохой привычки» – профессор Н. А. Бонк.

В обучении английскому языку детей дошкольного возраста есть положительная сторона. Мозг ребёнка с рождения очень пластичен и способен запоминать целые блоки языковых конструкций – так учится родной язык. Эта способность сохраняется у детей примерно до 9–10 лет. Именно в этом возрасте ребёнок усваивает много информации и использует в речи большинство наиболее часто употребляемых языковых конструкций. Аналогичная ситуация возникает при изучении иностранного языка. А разница заключается в том, что родной язык ребёнок слышит все время, а иностранный время от времени.

Дети дошкольного возраста воспринимают иностранный язык как новое открытие. Они только начинают познавать окружающий мир, и если правильно подойти к знакомству малыша с иностранным языком, можно добиться потрясающих результатов. В этом случае иностранный язык станет для малыша практически родным, органично войдя в его систему знаний о мире. В связи с этим в настоящее время много говорят о раннем изучении иностранных языков, хорошо это или плохо.

«Существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребёнка. Ребёнок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребёнка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом» – В. Пенфильд, Л. Робертс, «Речь и мозговые механизмы».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что с детьми 3–10 лет можно проводить специальные уроки иностранного языка. Они считают, что учить детей иностранному языку до 3 лет бессмысленно, а если начинать после 10 лет, то уже бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь у небольшой части учащихся, имеющих коммуникативные и языковые особенности выше среднего уровня.

Большинство педагогов и психологов считают, что самый оптимальный возраст для знакомства с английским миром – начало школьного возраста, 7 лет. В это время ребёнок уже имеет достаточно широкий словарный запас, знает структуру родного языка. Ребёнок становится усидчивым, может концентрироваться на конкретном предмете и удерживать внимание на несколько минут. Кроме того, в процессе изучения английского языка у ребёнка развиваются память, логика, внимание, воображение, выносливость, мелкая моторика. На основе развития этих мыслительных операций и навыков происходит знакомство с английскими словами и выражениями. Но это будет успешным, если ребёнку нравится изучать английский язык. Если заставлять его или давить на него, то это только разовьёт отвращение к языку и будет достигнут противоположный, отрицательный результат.

Овладение иностранными языками детьми раннего школьного возраста становится более успешным ещё и потому, что у них происходит более гибкое и быстрое запоминание языкового материала. Этот возраст отличается тем, что отсутствует так называемый языковой барьер, т. е. боязнь торможения, препятствующая общению на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт вербального общения на родном языке и т. д.

В 5–7 лет у ребёнка очень быстро обогащается словарный запас родного языка, дети активно общаются со сверстниками, учатся их слушать. К 7 годам ребёнок уже обладает достаточно большим запасом знаний об окружающем мире. Нет никакой сложности в изучении новых слов в английском языке, если ребёнок уже имеет представление об этой теме или понятии. Внимание ребёнка становится более сконцентрированным.

Всё это позволяет избежать существенного противоречия, постоянно возникающего при более позднем начале обучения английскому языку, между коммуникативными потребностями студента (стремлением много учиться и говорить) и ограниченным языковым и речевым опытом.

И, конечно, очень важно, каким именно образом английский язык преподаётся в школе, в которую ходит ребёнок. Важно, чтобы уроки английского не были «формализованы»: к действующей школьной программе обычно предъявляют достаточно много претензий, считая её неэффективной именно с точки зрения овладения языком и последующего умения читать, писать, говорить, работать с иностранным материалом. В качестве хорошей альтернативы жителям г. Уфа можем предложить познакомиться с тем, как преподаёт английский частная «Школа 3000»: результаты, показываемые выпускниками начальной школы, обычно гораздо выше, чем у их сверстников из других школ.

Когда ваш ребёнок начнёт изучать иностранный язык, зависит от вас. Независимо от возраста, в котором начинаются занятия, иностранный язык должен преподаваться весело, интересно, ярко и красочно.