Немного о речевой подготовке детей к школе
Ваш ребёнок готовится стать школьником? Для воспитания полноценной речи необходимо устранить всё, что мешает будущему свободному общению ребёнка с его коллективом и с учителями. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется. Школьное образование предъявляет новые требования к речи, вниманию и памяти ребёнка.
Самое главное для семилетнего ребёнка – это переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школе предъявляются к овладению ребёнком родным языком как средством общения. Давайте перечислим их.
- Формирование звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
- Формирование фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Ребёнок должен уметь находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове.
Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии у первоклассников приводит к серьёзным проблемам в освоении программ общеобразовательной школы.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. Ребёнок должен уметь делить слова на звуки, определять количество звуков в слове, определять гласный звук или согласный, звонкий или глухой, разделять слова на слоги, определять ударный слог.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
- Формирование грамматического строя речи: умение правильно менять слова по падежам, правильно согласовывать с числами.
- Развитие связной речи: использовать развёрнутую фразовую речь, умение работать с предложением, составлять рассказы по серии картинок, короткие рассказы, составлять предложения из трёх-четырёх слов; делить простые предложения на слова, самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших художественных текстов.
Что же делать, если у ребёнка есть те или иные проблемы, а школа вот-вот маячит перед горизонтом или, тем более, уже началась? В этом случае на помощь может прийти популярный в последние годы «нулевой класс», а также практикуемые в школах методы спецподготовки для деток, которые нуждаются в ней. В г. Уфа в качестве хорошего примера служит частная «Школа 3000»: вы можете как записаться в нулевой класс для подготовки малыша к школе, так и, если ребёнок уже действующий школьник, 2 раза в неделю посещать специальную подготовку.
Другой вариант – обратиться непосредственно к специалисту-логопеду. Именно он сможет выявить имеющиеся проблемы и составить коррекционный план занятий, чтобы ребёнок мог успешно осваивать школьную программу.